После завершения «Морозовой» в работе Сурикова долгий перерыв. Тяжелое горе постигло художника: он потерял любимую жену.
После длительного перерыва - снова картина Сурикова перед публикой. И совершенно неожиданно - это бодрая, полная бурной жизнерадостности вещь - «Взятие снежного городка». Побывав на родине, Суриков вспомнил об исконной сибирской забаве, знакомой ему с детства. На масленице строят в Сибири городок из снега и льда и берут его приступом.
Чей конь прорвется в ворота, тот - победитель.
Критика тех лет встретила картину голодно. Тему называли пустячной, недостойной таланта Сурикова. А в «пустячной» этой вещи художник раскрыл новые стороны души русского народа - кипучую жизнерадостность, удаль, уменье веселиться так, как умеют веселиться только сильные и здоровые.
Суриков приступает к работе над огромной эпопеей «Взятие Сибири», изображающей битву казаков, возглавляемых Ермаком, с полчищами татар. О композиции, организующей эту картину, рассказывает Никольский: «Центром композиции является впечатляющий жест руки Ермака, могущий соперничать с жестом Морозовой. Этот жест направляет все движение казачьей группы: повинуясь ему, все стремится вправо, к полчищам Кучума. Повелительно вытянутая рука Ермака поддержана и продолжена рядом параллелей в виде ружейных стволов стреляющих казаков. Склоненные вправо фигуры бегущих под выстрелами сибиряков подчеркивают и усиливают этот исходящий от руки Ермака натиск горсти удальцов...»
Колорит картины превосходен. Отлично переданы не только люди, но и самый воздух, природа. Прежде чем писать эту вещь, Суриков побывал и изучил места, где происходит действие: Тобольск, берега Оби. Для Сурикова вообще характерно это стремление пережить и увидеть то, что он намеревается писать. Задумав «Переход Суворова через Альпы», художник поехал в Швейцарию и повторил весь трудный путь, пройденный русским войском.
Лицо русского народа, его душевный облик-тема творчества Сурикова. Чаще всего он пишет как бы групповые портреты, рассказывает о народе с помощью цепочки образов, многочисленных характеристик.
Морозова, выхваченная из толпы, проигрывает. Ермак немыслим без окружающих его удальцов и т. д. Но к концу жизни у Сурикова намечается стремление воплотить народ в одном богатырском облике, создать подлинного народного героя. Таким героем думал он сделать своего Степана Разина.
Суриков не только чувствовал огромные силы народа, он понимал: силы эти еще накапливаются, они хотят, но не могут еще прорваться. Не даром мерещился Сурикову так и не нашедший воплощения в картине, но закрепленный в наброске другой народный герой - Пугачев, лицо его за прутьями решетки.
Открывшаяся в Москве выставка картин Василия Ивановича Сурикова дает возможность молодежи всесторонне ознакомиться с богатейшим наследием художника, так любившего и понимавшего народ и всем своим творчеством предсказавшего этому прекрасному народу прекрасное будущее.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Об исполнении «Евгения Онегина» А. С. Пушкина