Во второй половине XIX века многие художники - передвижники, создавая картины народной жизни, обличая царский строй, раскрывая красоту простого русского человека, сделали своё искусство острым оружием борьбы за народные интересы.
Среди этих художников в первом ряду стоит Василий Иванович Суриков - великий живописец - историк. Он показал в своих произведениях могучую силу русского народа, его волю к борьбе, жажду свободы, его героический характер. То, что нашел Суриков в истории, было ответом на вопросы современности. В его полотнах звучит тема рождения той великой бури, которая назревала в предреволюционной России.
Суриков родился в 1848 году в городе Красноярске. Сибирский казак по происхождению, он в детстве, а затем в годы зрелого творчества постоянно наблюдал «живую историю» России в родной Сибири, хранившей заветы и обычаи старины.
Суриков прожил е Сибири до двадцати лет. Детские и юношеские годы дали ему много впечатлений, которые позже помогали художнику воссоздавать сцены исторического прошлого родной страны. Сибирь того времени, отделённая от столицы многими тысячами вёрст и не связанная с Европой железной дорогой, во многом жила ещё прошлым. «Идеалы исторических типов, - писал Суриков, - воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Ещё в детстве проявилась страсть будущего художника к рисованию. В 1869 году, после приезда в Петербург, ему удаётся поступить в Академию художеств, которую он заканчивает в 1875 году. Последующие годы своей жизни Суриков проводит в основном в Москве, в этой древней столице России. Создавая свои полотна, художник внимательно вглядывался а старинную московскую архитектуру, изучал предметы старинного быта.
Стихийная освободительная борьба народа против царского гнёта, за свободу и национальную независимость, победы русского оружия, героические дела русских воинов - таково содержание картин Сурикова.
Уже создавая своё первое большое произведение, «Утро стрелецкой казни», сразу выдвинувшее Сурикова в первые ряды русских художников, молодой живописец увидел в народе историческую силу. Именно народ стал главным героем его произведений.
«Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, - говорил художник, - мне нужно вытащить их на улицу».
В «Утре стрелецкой казни» Суриков вывел своих героев на Красную площадь. На фоне храма Василия Блаженного и древних стен Кремля изображена группа закованных стрельцов, привезённых на подводах к месту казни. Непокорённые стрельцы мужественно ОЖИДАЮТ смерти. Предстоящая казнь не убила в них воли, яростного протеста.
С великой силой реалиста передал художник переживания осуждённых и их близких, пришедших проститься со стрельцами.
Убитая горем старуха - мать, вскинувшая руки молодая жена стрельца, уводимого петровскими солдатами, стрелец в шапке, обративший свой гневный взор в сторону царя, - все эти образы поражают своей исторической правдивостью и жизненной убедительностью. «По - моему, это первая русская картина историческая», - писал об «Утре стрелецкой казни» М. Антокольский.
Художник сочувствует горю стрельцов, обманутых реакционным боярством. Но он понимает, что прав и Пётр Первый - молодой царь, поведший Россию по пути прогресса, не остановившийся ни перед какими жестокостями ради достижения поставленной цели. Суриков сознавал, как труден и противоречив был путь создания сильного Российского государства.
Ту же тему решает художник в своей гениальной картине «Боярыня Морозова». Её сюжетом послужил эпизод из истории раскольнического движения, реакционного по своей сущности, но в форме которого подчас проявлялся стихийный протест народа против феодального гнёта.
Закованную в цепи боярыню Морозову везут по московским улицам. Эта «ярая сердцем», фанатичная раскольница обращается к народу с призывом отстаивать старую русскую веру. Московский люд провожает боярыню. Лишь некоторые из толпы смотрят на неё со смехом. Скорбные лица суриковских героев, их испуг, жалость, предчувствие великих народных страданий - всё это вносит глубоко трагические ноты в воссозданную художником монументальную народную сцену.
Но тема народной трагедии решается Суриковым оптимистически. Художник верит: русский народ не падёт духом, не согнёт спину. В. Стасов относил «Боярыню Морозову» к «крупнейшим созданиям, которыми во веки веков всегда будет гордиться наше искусство».
Даже в тех случаях, когда лишь одни исторические личности являются героями суриковских полотен, тема Родины остаётся главной. Так именно случилось с картиной «Меншиков в Берёзове».
Опальный князь, сосланный в сибирскую глушь, заставляет зрителя вспомнить о той мрачной в истории России послепетровской поре, когда непрошенные гости - чужеземцы - попирали национальное достоинство русского народа. В этой картине Суриков добивается. огромной глубины психологической трактовки своих героев; он выступает перед нами как замечательный художник - психолог.
Сюжеты исторических картин Сурикова - это всегда важные события из истории Родины. Военные эпизоды, свидетельствующие о славе русского оружия, занимают среди этих сюжетов немалое место.
в 1895 году Суриков закончил монументальное полотно, над которым работал четыре года, - «Покорение Сибири Ермаком».
В этом произведении звучит тема народной силы и единства, которое ковалось в борьбе с врагами России. Эпиграфом к картине могли бы послужить слова Сурикова, сказанные им о людях, населявших тогда Сибирь: «Мощные люди были. Сильные духом. Размах во всём был широкий».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Наши делегаты на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов