К 25-летию со дня смерти
Среди крупнейших наших живописцев второй половины XIX века многогранностью таланта выделяется Василий Дмитриевич Поленов.
В своём творчестве В. Д. Поленов охватывал широкий и разнообразный круг тем. Начав с библейских сюжетов на заданные академические темы, он работал над картинами из быта средневековья, увлекался портретной живностью, создал ряд великолепных жанровых картин. Наряду с этим он был одним из самых пленительных, глубоких и искренних наших пейзажистов.
Стоит лишь вспомнить многие из его картин, чтобы убедиться, как великолепно писал он натюрморт, - взять хотя бы блестяще написанный им стол с горящей лампой под зеленым абажуром, заваленный книгами, в картине «Больная».
Поленов с большой теплотой и наблюдательностью, мастерски изображал животных. Он был одним из замечательных наших маринистов. Пробовал свои силы Поленов и в декоративной живописи, будучи чудесным декоратором. Он воспитал целую школу мастеров декоративного искусства.
В. Д. Поленов родился в 1844 поду в культурной дворянской семье. Его отец был археолог и библиограф, мать занималась живописью и детской литературой.
Окончив Петрозаводскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета, Василий Дмитриевич поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств.
Редкое совпадение качеств умелого рисовальщика и утончённейшего колориста было отмечено не только товарищами художника, но и таким строгим судьёй, каким был И. Н. Крамской, говоривший, что краски Поленова звучат, как музыка.
Велико художественное наследие Поленова. Он автор «Христа и грешницы», «Варфоломеевской ночи», картин «Право господина», «Больная». Наряду с этими монументальными произведениями пленяют и трогают такие его вещи, как «Бабушкин сад», «Московский дворик», «Заросший пруд», «Ранний снег» и многие, многие пейзажи.
Его картины проникнуты чувством любви к Родине, свежестью, красотой, правдой жизни, переданной «по-поленовски» реально и трогательно.
В них раскрылась с необычайной силой и убедительностью прекрасная натура большого художника, который горячо любил свою Родину и умел заставить зрителя проникаться теми же благородными чувствами.
Куда бы ни повёл нас за собой художник: на высокие берега Оки или в тенистую глубь сада, а усыпанную осенней листвой прохладу аллей, - всюду с доверием и охотой идёт за ним зритель, которого он научит любить и тихие заводи речки Вори, и песчаные, поросшие камышом отмели, и залитый солнцем пруд, и весенний ледоход, и пышную золотую парчу, и мажорные краски великолепной осени.
Хороши также и. портреты, выполненные Поленовым. Вот молодой Репин, изображённый просто и живо. Во всей его фигуре много экспрессии и выразительности. Вот портрет сказителя народных былин Никиты Богданова, написанный в 1876 году.
Отличительной чертой творчества Поленова была способность к постоянному напряжённому трушу. Помимо капитальных работ им сделана масса отличных этюдов с натуры, рисунков карандашом, иллюстраций и акварельный этюдов.
Поленов оказал большое влияние на развитие целой плеяды наших талантливейших мастеров, выросших под его руководством в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тепло впоследствии рассказывали о нём А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак, В. H. Мешков и (многие другие, знавшие его лично как замечательного человека и мудрого педагога, много сил отдавшего делу воспитания молодёжи. Любовно и внимательно относился Поленов к своим ученикам, поддерживая с ними тёплые, дружественные связи и после их выхода ив стен школы. Головни, Врубель, Коровий, Серов, Борисов-Мусатов и многие другие видели в нём не просто любимого наставника и талантливого педагога, - они обращались к нему, как к чуткому другу и старшему товарищу, который всегда в трудную минуту умел найти доброе слово, придти на помощь.
Поленов всегда радовался успехам своих даровитых учеников, сетовал на их неудачи; в его словах слышалось чисто отеческое участие в их судьбе.
«... Меня порадовало, что Левитан шагнул вперед. Хотелось бы то же самое услыхать и о моем милом Костеньке...» - пишет он о Константине Коровине.
И стоит лишь просмотреть письма к нему его учеников, чтобы увидеть, какой любовью и авторитетом он пользовался.
Но немало неприятностей доставляло ему общение с официальными, правительственно-чиновными кругами. В особенности обострились эти отношения, когда после реформы Академии художеств в 1891 году Василий Дмитриевич не был введён в новый состав профессоров-руководителей, ибо поведение Поленова показалось слишком либеральным, и о нём было сделано представление царю Александру III, как о человеке «неблагонадёжном».
Этого было достаточно, чтобы, несмотря на единогласные выборы в художественных кругах, «сверху» последовало решение, по которому Поленов от этой почётной должности был отстранён.
Поленов был принципиальным, мужественным гражданином-художником. За эти качества любили его товарищи. Он пользовался большим авторитетом среди «передвижников».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.