Поленов был одним из вдохновителей «передвижничества», хорошо понимавшим исторически-прогрессивную роль его. (В 1891 году он писал: «Я слишком люблю Товарищество, слишком твёрдо верю в его главную цель и слишком уважаю самих товарищей как людей, намного выше стоящих всего остального строи, чтобы уходить оттуда; напротив, я остаюсь, чтобы бороться и приносить сколько могу пользы общему делу».
Принадлежи к поколению шестидесятников, Поленов был глубоко проникнут передовыми идеями революционных демократов, и эта черта сохранилась в нём до конца его дней.
Подлинный демократ, он и на искусство смотрел, как на мощный рычаг, призванный поднимать народное самосознание, нести народу свет знания, прививать ему эстетические вкусы.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.