Поленов был одним из вдохновителей «передвижничества», хорошо понимавшим исторически-прогрессивную роль его. (В 1891 году он писал: «Я слишком люблю Товарищество, слишком твёрдо верю в его главную цель и слишком уважаю самих товарищей как людей, намного выше стоящих всего остального строи, чтобы уходить оттуда; напротив, я остаюсь, чтобы бороться и приносить сколько могу пользы общему делу».
Принадлежи к поколению шестидесятников, Поленов был глубоко проникнут передовыми идеями революционных демократов, и эта черта сохранилась в нём до конца его дней.
Подлинный демократ, он и на искусство смотрел, как на мощный рычаг, призванный поднимать народное самосознание, нести народу свет знания, прививать ему эстетические вкусы.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.