Впрочем, пульты – лишь видимая часть могучего электронного комплекса, основное оборудование его размещается в соседнем зале. Глядя на это изобилие техники, я невольно посочувствовал Геннадию Васильевичу.
– Еще одно усилие ученых, еще один такой зал, и профессия диспетчера канет в Лету – автоматизированная система станет полностью автоматической.
– Исключено, – улыбнулся Фомичев. – За рубежом уже предпринимались подобные попытки: невероятно сложно, дорого и... ненадежно. В критических ситуациях лишь человек способен действовать творчески и оперативно правильно.
– И он же способен порой ошибаться?
– Да, если неоправданно перегружен. Подсчитано: работая по старинке, только на получение информации о высотах полета диспетчер тратит 17 процентов своего времени, еще 4 процента уходит у него на опознание самолета и так далее. Эти и многие другие заботы ныне взял на себя «Старт». Вот смотрите.
Щелкнул тумблер, и передо мной на панели пульта зеленым кошачьим глазом высветился солидных размеров круглый экран. Картина, возникшая на нем, официально именовалась «совмещенным план-индикатором воздушной обстановки», а мне чем-то напомнила полярную макушку нашей планеты, какой обычно изображают ее на школьной карте. Там был свой, отмеченный точкой полюс, со всех сторон окруженный крохотными островками. Отличались они друг от друга лишь многозначными комбинациями букв и цифр, одну из которых Геннадий расшифровал так:
– Номер самолета 65615. Следует из Минска. Высота 7200 метров.
После этого стало ясно, что «острова» – самолеты, «полюс» – Пулково, а вся испещренная замысловатой графикой стрелок, многоточий, пунктиров «полярная макушка» – абсолютно точная картина воздушной обстановки в радиусе 100 километров от Ленинграда.
Это была волшебная картина. Волшебная в прямом смысле слова, так как экран не только демонстрировал настоящее, но и уверенно... заглядывал в будущее, прогнозируя обстановку, которая сложится в небе через несколько минут.
Нет, не только крыльями и мощью двигателей держится в небе современный самолет. Не обойтись ему и без невидимой, но реальной поддержки локаторов, пеленгаторов и прочей наземной техники, питающей информацией быстродействующую ЭВМ.
Итоги ее «размышлений» и демонстрирует экран. Машина предлагает диспетчеру варианты бесконфликтных, как их здесь называют, режимов движения, анализирует текущую обстановку, предупреждает о возможных в данных обстоятельствах опасностях.
– Образно говоря, – заметил Фомичев, – если раньше на этой «фабрике» полетов мы были одновременно и чернорабочими, и бухгалтерами, и директорами, то теперь осуществляем лишь общее руководство. «Старт» освободил нас от второстепенных изматывающих забот, сделал работу действительно творческой.
Результаты этого творчества оценены весьма высоко: над столом Фомичева алеют вымпелы, отметившие победы пулковских диспетчеров во Всесоюзном социалистическом соревновании последних лет. Победы, особо примечательные тем, что именно в эти годы осваивался «Старт». И Г. Фомичева. А. Бондаря, Г. Васильева, их товарищей из других смен наряду с конструкторами, инженерами смело можно причислить к создателям системы. Все трудности испытаний, доводки АСУ легли на их плечи.
Им, кстати, мое истолкование назначения АСУ показалось несколько неточным. «То, что «Старт» снимает нашу нервно-психическую нагрузку, а следовательно, вероятность профзаболеваний, – это. конечно, верно. Однако знаете ли вы, во сколько обходится час простоя Ил-62, Ту-154, Ту-134?» Оказалось, в 168, 193 и 67 рублей соответственно. Так вот, «Старт» повышает пропускную способность аэродрома в 1,6 раза да еще экономит топливо, значительно сокращая время пребывания самолетов в воздушной зоне аэродрома. Ну, а наиглавнейшее достоинство АСУ – все-таки повышение безопасности полетов.
Уже готовится к испытаниям еще более совершенная аэроузловая система «Старт-2», создается наземный автоматизированный комплекс, предотвращающий сближение самолетов на расстояние, меньшее минимально допустимой безопасной дистанции, и, наконец, исследуется возможность использования для УВД искусственных спутников – своего рода космических диспетчеров, данные которых позволят контролировать и направлять движение всех воздушных судов над территорией нашей страны...
Недавно все это могло показаться фантастикой. Сегодня стало естественным продолжением работы, начатой учеными, инженерами, конструкторами в ленинградском аэропорту Пулково.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.