В. В. Верещагин

Р Самарин| опубликовано в номере №644, март 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наиболее ярко тема народа решена в известных картинах Верещагина, повествующих об Отечественной войне 1812 года. Показав закономерность поражения и гибели наполеоновской армии, художник выдвинул на первый план героическую борьбу русских партизан против французского нашествия, создал незабываемые образы крестьян, поднявшихся на защиту родины.

«Цель у меня была одна, - говорил Верещагин, - показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен».

Необходимо отметить, что серия картин о 1812 годе - наиболее зрелая группа работ Верещагина. Именно в ней и отразились с наибольшей полнотой его патриотизм и народность.

Едва началась русско-японская война, Верещагин - тогда ему было шестьдесят два года - поспешил на театр военных действий, чтобы разделить с родным народом все трудности нового ратного испытания.

Глубокая любовь художника к народу была тесно связана со все более резким отношением к правящим классам. Произведения его обличали феодальную реакцию в разных ее формах - от восточного деспотизма до белого террора русских царей, - гневно осуждали агрессивную политику буржуазных государств Европы.

С особенной остротой обличительная тенденция творчества Верещагина сказалась в картинах на русские темы. Создав такие полотна, как «На Шипке все спокойно», «Перевязочный пункт», в которых показаны страдания русских воинов, он в картинах «Перед атакой» и «Александр II под Плевной» заклеймил царя, его окружение и бездарных представителей высшего командования, посылавших на верную смерть русского солдата.

Вершина обличительного реализма Верещагина - полотно «Казнь через повешение в России» (1885), изображающее расправу царизма с русскими революционерами.

Эта картина - смелый протест против царского произвола.

Велика та сила правды, с которой Верещагин разоблачил преступления английского империализма в картине, изображающей варварский расстрел индусских повстанцев. Наискось через все полотно тянется ряд пушек, возле которых застыли, ожидая команды, английские артиллеристы. К жерлам орудий привязаны индусы, приговоренные к смертной казни.

Одной из самых важных задач, которую ставил Верещагин перед своим искусством, была борьба за мир, разоблачение захватнических войн, которые ведутся в интересах правящих классов. Он все больше сознавал необходимость антимилитаристской пропаганды, заявлял о своем «желании схватиться» с ужасным призраком войны. Верещагин искал возможности «его подрыть, укусить, ужалить» своим творчеством. Этой великой цели он служил и как художник и как писатель. На основании своих впечатлений от русско-турецкой войны 1877 -1878 годов Верещагин создал резко антимилитаристский роман «Литератор». В русском издании это произведение искалечила царская цензура, полностью роман был опубликован только за границей.

Одним из самых известных антимилитаристских произведений Верещагина была картина, изображающая пирамиду из черепов, белеющую на фоне разрушенного города. Художник назвал ее «Апофеоз войны» и сделал на ней надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Эта картина особенно раздражала поджигателей войны: известно, что именно по поводу нее пытался спорить с Верещагиным при посещении его выставки немецкий милитарист фельдмаршал Мольтке.

С каждым годом росла вражда художника к милитаризму: современник и свидетель первых империалистических войн, Верещагин отзывался о них с глубоким осуждением, разоблачал их захватническую сущность средствами своего искусства.

Творчество Верещагина вызывало все более враждебное отношение со стороны правящих классов. Художника травили и преследовали в царской России. Пример этому подавали члены царской семьи, добивавшиеся уничтожения некоторых его произведений, запрещавшие их распространение в России.

Правящие классы пытались выжить Верещагина из России, вычеркнуть его имя из истории русского искусства. Постоянно нуждавшийся в деньгах, он вынужден был продавать свои картины за бесценок заграничным дельцам. С болью писал художник о том, что многие его полотна остались за пределами России и что сам он чувствует себя на родине гонимым, постоянно преследуемым. За границей Верещагина преследовали империалистические круги и католическая реакция. На одной из выставок католические попы пытались уничтожить его картины, готовили покушение на самого художника.

Только в советское время было начато собирание и изучение огромного творческого наследия Верещагина. С каждой новой работой советских искусствоведов о Верещагине все шире освещается жизненный путь и творческое развитие этого замечательного художника, сумевшего преодолеть многие свои предрассудки и иллюзии, упорно двигавшегося вперед. Уже многое сделано для того, чтобы восстановить подлинный, живой облик художника, которому были присущи лучшие качества русского человека: подвижническое трудолюбие и ненависть к угнетению, умение горячо откликаться на беды и радости других народов, разносторонняя талантливость, смелость, целеустремленность и неутомимая любознательность.

Много выдающихся работ Верещагина находится в музеях Москвы, Ленинграда и Киева.

В его картинах поражает все: глубина содержания и напряженный драматизм, неповторимые эффекты света и тени, смелость красок - то тревожно ярких, то трагически суровых.

Лучшие традиции Верещагина продолжают советские художники, среди которых выделяются питомцы студии Грекова, мастера советской батальной живописи.

Наша молодежь, умеющая ценить подлинное патриотическое искусство, должна знать произведения Василия Васильевича Верещагина - замечательного русского художника, погибшего на боевом посту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены