Пятьдесят лет тому назад, 13 апреля 1904 года, недалеко от Порт-Артура подорвался на японской мине и затонул флагманский корабль порт-артурской эскадры - броненосец «Петропавловск». Вместе с экипажем броненосца погибли адмирал Макаров, опытный флотоводец, душа порт-артурской обороны, и его давний друг Василий Васильевич Верещагин - один из величайших художников XIX века.
Верещагин (1842 - 1904 годы) - всемирно-известный художник. Выставки его картин привлекали внимание десятков тысяч зрителей в Париже и Лондоне, в Берлине и Вене, в Будапеште и Нью-Йорке, в Праге и Копенгагене.
Его талантливые книги «На войне в Азии и Европе», «Очерки, наброски, воспоминания» и другие, рассказывающие о пережитом и виденном, пользовались широкой популярностью.
Верещагина высоко ценили представители передового русского искусства и широкие демократические массы России. Ни один русский художник не был в конце XIX века так популярен за рубежом и в России, как Верещагин. Это объяснялось глубоко правдивым характером его искусства, новаторски смелого, волновавшего души людей протестом против захватнических войн, рассказом о борьбе народов за свободу.
Верещагин стремился к тому, чтобы выставки его посещало побольше простых людей.
Он облегчал доступ к своим картинам молодежи, трудящемуся люду, солдатам и с особой гордостью писал об успехах своих произведений именно в широких демократических массах.
Художник не щадил себя в поисках правды, в стремлении к жизненно достоверному изображению своей бурной эпохи, полной классовых, национальных и международных конфликтов.
Пытливо изучая действительность во всем ее многообразии, проверяя себя, Верещагин многократно рисковал жизнью в далеких и опасных странствованиях, в стычках и битвах, во время которых он не раз превращался из художника в солдата, в бойца, выручавшего товарищей из беды, поддерживавшего в них мужество своей отвагой и бесстрашием. За один из своих воинских подвигов Верещагин был награжден Георгиевским крестом I степени. Он писал во время русско-турецкой войны, что «решил, выезжая в армию, все прочувствовать, сам с пехотою пойти в штыки, с казаками в атаку, с моряками на взрыв монитора и т. д.». Верещагин был ранен при атаке турецкого военного корабля на Дунае и, едва поправившись, вернулся в действующую армию, чтобы стать участником сражении под Плевной и Шипкой. Все это нужно было ему для того, чтобы сказать правду о войне.
Подлинным героем произведений Верещагина был народ. Его тяжелая судьба, его решающая роль в великих исторических событиях постоянно привлекали художника, были темой его картин.
Уже в первых рисунках Верещагина, сделанных им на Кавказе, преобладали сцены из жизни народа, народные типы. Солдаты и казаки, представители народностей Кавказа глядят с карандашных набросков молодого художника, напоминая героев произведений Лермонтова и Л. Толстого.
Позже, создавая на рубеже 60-70-х годов свои картины, посвященные Средней Азии, Верещагин показал вековую трагедию ее народов, томившихся под игом феодального деспотизма. Труженики в жалких лохмотьях, узники ханских тюрем, нищие курильщики опиума, храбрые туркменские воины изображены с огромным сочувствием к их страданиям, с уважением к их мужеству.
Народ - землепашцы, ремесленники, парии - был героем индийской серии Верещагина. Известный русский искусствовед и критик Стасов восхищался «великолепными золотыми красками и ярким блеском солнечной природы» в индийских работах Верещагина: этот блеск только оттенял драму народов Индии, порабощенных британскими захватчиками.
Побывав в США, Верещагин создал ряд этюдов, показавших тяжкую участь негров в Америке.
Изображал ли художник жизнь народов Западного Китая или эпизоды войны на Филиппинах, предгорья Гималаев или города Японии на фоне своеобразной природы, с ее характерными красками, Верещагин всегда видел самобытность культуры и истории народа, тяжкие условия его существования.
Любовь Верещагина к людям из народа независимо от их национальностей, живой интерес к их культуре и труду были отражением глубокой любви художника к собственному народу, к русскому трудовому человеку.
Верещагин объездил Европу, Азию, Америку, но лучше всего он знал и любил Россию, неустанно изучал ее глухие, мало исследованные в то время углы, был знатоком, ценителем и собирателем памятников русского народного творчества. Верещагин - поэт труда и подвигов русского человека.
В начале своего творческого пути он долго работал над картиной «Бурлаки». Это незаконченное произведение Верещагина очень близко к «Бурлакам» Репина. Независимо друг от друга два великих художника сошлись на общей теме.
Тяжкую участь русского солдата показал Верещагин в картинах среднеазиатского цикла. «Смертельно раненный», «Забытый», «Нападают врасплох», «Торжествуют» - эти работы поведали русскому народу правду о тех жертвах, ценою которых составлялись парадные реляции о походах царских генералов. В этой серии картин показано также и то спокойное мужество, та твердость и выдержка, которые художник наблюдал воочию, деля с солдатами опасности походов и битв в Средней Азии.
Эпопеей доблести русского воина, правдивой повестью о его страданиях и героизме были картины, посвященные освободительной русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В центре их - плевненский и шипкинский циклы, завершающиеся огромным полотном «Шипка-Шейново». На нем Верещагин увековечил торжество русской армии-освободительницы, которая навсегда сбросила турецкое ярмо с братского болгарского народа и нанесла смертельный удар турецкой империи.
Плечом к плечу с русскими сражались против турок болгарские дружины, молодая румынская армия. Картины и книги Верещагина, посвященные русско-турецкой войне, говорят о его тесной связи с творчеством других передовых русских и зарубежных литераторов и художников, откликнувшихся на это событие: с рассказами Гаршина, с произведениями великого болгарского писателя Ивана Вазова, с полотнами замечательного румынского художника-реалиста Н. Григореску.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.