Порывистый ветер с налету ударял в стены конторы, предвещая снежный буран. О буране говорилось и в метеосводке. Заведующий фермой Саргаска Курманкулов резко встал, надел плащ.
- На пастбища? - спросил радист. Саргаска кивнул в ответ, вышел и быстро оседлал коня. Мимо скирд сена он поскакал в пески, над которыми низко нависло угрюмое темно-сизое небо. Ветер колол щеки первыми, еще невидимыми снежинками, вихрился над вершинами барханов, звенел в высохших стеблях полыни.
«Успею ли предупредить всех?» - думал Курманкулов, подхлестывая коня. Издалека донесся знакомый мотив степной песни. Вот и певец. Заведующий фермой невольно улыбнулся, увидев Кудайбергена Байдаулетова, окруженного тесно прижавшимися друг к другу овцами. Сколько раз толковал Саргаска с молодым чабаном о том, как водить отару! И теперь тот, кажется, понял: отара двигалась против ветра, вечером она, сытая, будет возвращаться в кошары и загоны легко, не затрачивая лишней энергии.
- Эй, дружище, - крикнул Курманкулов, не слезая с седла, - буран идет! Держи путь к Сары-сая, там ветер слабее, а травостой хороший. Если надолго запуржит, возвращайся к кошарам.
- Ясно! - ответил Байдаулетов и повернул отару.
Через полчаса Саргаска подъезжал к отаре Бегасыла Демесинова. Опытный чабан уже перегонял овец в лощину.
- Спеши к Алмурзаеву, он сегодня далеко ушел, - сказал чабан заведующему.
И вот опять перед Курманкуловым степь, которой, кажется, конца-краю нет. Это Муюн-Кумы. Здесь, в урочище Токташ, пасутся громадные отары овец. В отарах только одного колхоза имени И. В. Сталина, Меркенского района, Джамбулской области, где работает Курманкулов, насчитывается около сорока тысяч голов. А концу этой пятилетки их должно быть семьдесят тысяч!
Курманкулов уже успел объехать все отары, когда его догнал счетовод фермы.
- Саргаска, срочная радиограмма!
Курманкулов развернул бланк и прочитал:
«Выезжайте Алма-Ата сессию Казахского филиала ВАСХНИЛ, готовьтесь рассказать своем опыте».
Вначале Курманкулов даже немного смутился: «Так ли богат мой опыт, чтобы рассказывать о нем ученым?» Он вспомнил, с чего пришлось ему начинать три года назад.
плохо шли дела в родном колхозе. Не хватало кормов, не было укрытий для скота, в отарах часто вспыхивали болезни. В это тяжелое время и был назначен заведующим фермой комсомолец Саргаска Курманкулов.
Трудно пришлось ему на первых порах. До этого он работал учетчиком, теперь же он возглавил большой коллектив чабанов, отвечал за десятки тысяч овец. На ферме Саргаску встретили недоверчиво.
«Куда тебе!» - как бы говорили взгляды старых чабанов, когда он объезжал отары.
Курманкулов горячо взялся за дело - навел порядок в учете хозяйства, проверил состояние каждой кошары, добился наказания тех, кто расхищал общественное добро. И старые чабаны скоро заговорили о Курманкулове: «Хозяин!»
... Трепещет пламя ночного костра. Долго тянется беседа комсомольца с опытным чабаном Демесиновым.
- Я пасу по-своему, - говорит старик, - тот - по-своему. Вот и пойми, кто правильнее работает. Нужно, чтобы у каждой отары было свое пастбище с несколькими полями. Стравил одно поле - перегоняй отару на новое место. Иначе овцы вытопчут корни трав, поползут песни.
По крупице собирал Курманкулов все лучшее из опыта старых чабанов, советовался с зоотехниками и ветврачами, а лотом делился знаниями со своими товарищами. Немало за это время перечитал он учебников, книг, брошюр, в которых говорилось о передовых животноводах.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.