В стране реванша

Игорь Мельников| опубликовано в номере №938, июнь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

В словах Беренса-старшего сквозило такое презрение к турецким рабочим, что Бернд посмел возразить:

— Дорогой папа, продавать дешево свой труд этих людей вынуждают экономические сложности в их стране. И, очевидно, ошибочно осуждать немецких рабочих, когда они просят нас о необходимых улучшениях.

— Крошка Бернд, — прозвучало в ответ, — не засоряют ли свободные демократы твою голову? Помни, у капиталиста она всегда должна быть трезвой!

И толстый живот Беренса-старшего, туго обтянутый жилетом с красными пуговицами, заколыхался в неудержимом смехе...

Я с чувством острой неприязни вспоминаю об этом «отце семейства». Впрочем, в многочисленнейшей фаланге западногерманских «стариков» он далеко не самая зловещая фигура. Чего стоит, например, мирный обыватель, выведенный в сценке «Немецкое видение» (мне довелось ее видеть на подмостках гамбургского политического кабаре «Рандеву»).

Тихое мещанское гнездышко. Бюргер из бывших нацистов коротает время за домашним завтраком. «Угадай, — произносит его фрау, — что я видела сегодня во сне?» Супруг, держащий в руках «Дойче националь унд зольдатен цайтунг»1, поплотнее запахивает халат и бормочет что-то невнятное.

__________

1 Ведущая милитаристская и неонацистская газета в ФРГ.

«Ко мне явился фюрер, — продолжает жена. — Он стоял возле моей постели...» Старый господин встрепенулся, его рука делает подобие нацистского приветствия. «Может быть, пакт НАТО, — рассуждает он, — идея фюрера? Во всяком случае, ХДС и Гитлер имеют общих врагов — коммунистов и левых интеллигентов. Как нужна сейчас твердая рука!»

«Но может ли фюрер избираться, ну, например, в бундестаг?» — сомневается фрау.

«Явно, конечно, не может. Но на что же наша демократия? Я проголосую за фюрера тайно, по-демократически», — решает старый нацист.

С кем ты был, отец!

Объявление о лекции «Разговор Запада с Востоком» привело меня в один из залов Боннского университета.

Собственно говоря, это была большая, человек на двести, аудитория. Откидные доски-пюпитры испещрены на «Камчатке» истинно бурсацкими надписями вроде «моя милая Рози», «скоро экзамен — мужайтесь, друзья» или «о, кто не спит тут на лекциях!». Последний девиз в тот вечер не подтвердился: свободных мест почти не осталось, и слушатели все были внимательны.

Впереди нас сидел мужчина лет шестидесяти, в коротком сером пиджаке, обтягивающем жирную спину. Сквозь его черную с проседью шевелюру показывала свой розовый кружок капуцинская лысина. Он слушал очень внимательно, порой даже благоговейно. Рядом зашепталась парочка — стройный, белокурый парень и голубоглазая, с затянутой талией, девушка. Старый господин злобно зашикал на них. Молодые люди тотчас же стихли, парень виновато улыбнулся, словно уличенный в чем-то нехорошем.

Кто взял на себя нелегкую миссию рассказчика о взаимоотношениях ФРГ с социалистическими странами? В афишах не стояла фамилия лектора, но в зале многие узнали в лицо высокого и холеного, со строгим пробором брюнета. Это был Вильгельм Шютц, председатель кураториума «Неделимая Германия».

Стреляный воробей боннской пропаганды ратовал за реализм в «восточной политике» ФРГ. Он призывал к более гибкому воздействию на народы социалистических стран, к изучению их истории и культуры. Шютц заклинал от пассивности в германской проблеме и лил слезы о «страданиях немецких братьев в Восточной Германии».

Пунктуальный докладчик поставил точку ровно через час. Слушатели сдержанно постучали костяшками согнутых пальцев о пюпитры — так здесь «обозначают» аплодисменты. Доктор Шютц, мягко и любезно улыбаясь с высоты кафедры, ждал начала дискуссии.

Первым поднял руку старый господин. При этом его серый пиджак вконец покургузел, полез наверх. Он заговорил ровно, не торопясь, но уже через минуту темп и темперамент его стали другими. Сидевший неподалеку корреспондент радио недовольно поморщился и прикрутил на репортерском магнитофоне рычажок громкости.

О, то была бурная атака справа! Старый господин называл Германскую Демократическую Республику не иначе, как «зона». Брызгая слюной, он выкрикивал слово «маэур» — стена.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены