В пути

Ю Бондарев| опубликовано в номере №532, июль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Почему же вы не закрыли окно? - удивился Михаил.

- Летний дождь, разве это плохо?

- Нет, - сказал Михаил. - Это хорошо.

Девушку звали Рая. Она окончила Ленинградский педагогический институт и ехала работать на Урал. Михаил никак не мог представить себе, чтобы эта маленькая девушка, сама с виду похожая на десятиклассницу (у неё даже с Наткой было что - то схожее), могла в школе учить ребят.

- Наверное, волнуетесь немного? - спросил он, внимательно глядя на девушку.

- Да, конечно, страшновато... И мама одна осталась... Как вспомню, прямо плакать хочется... - девушка сбоку посмотрела на Михаила и доверчиво добавила: - Когда меня мама провожала, так я на весь вокзал ревела. Девочки меня успокаивают: «Ты прямо нас расстраиваешь», - а проводник, усатый такой, пожалел: «Девушка хорошая, оторвали от мамы».

Михаил улыбнулся:

- Вы мне сестрёнку мою напоминаете. Она очень похожа на вас.

- Да? - обрадовалась Рая. - А у меня братишка. Ему 15 лет. Знаете, жили всё время вместе, и я не знала, что он такой хороший. Он, оказывается, три месяца копил деньги на ручку! В последний день купил, принёс мне - угрюмый такой: «На!» Я спрашиваю: «Что «на»?» «Ручку на память». «Какую ручку?» «Автоматическую». Это меня прямо тронуло!

Рая до половины высунулась в окно. Её обрызгало каплями дождя: поезд нагонял пронёсшуюся тучу.

- Вы простудитесь, - серьёзно сказал Михаил. Рая обернулась:

- Нет, я никогда ничем не болела! - в её глазах заискрилось что - то озорное; вероятно, ветер щекотал ей ресницы, она жмурилась, придерживая рукой косичку. - Хорошо бы спрыгнуть и пойти куда - нибудь, вон к тем дымкам. Видите? Это костры... Вероятно, прошлогоднюю траву жгут. Пешком ведь идти лучше, чем на поезде!... Тысячи новых людей, деревни, города!... Я очень люблю новых людей!... Смотрите, станция! Что это за город?

Были уже сумерки, когда поезд после длинного перегона сбавил ход. На посветлевшем после дождя небе были видны тёмные спины гор. У их подножья мерцали первые огоньки.

Замелькали мокрые рельсы, блеснул красный огонь. Поезд остановился, стало неожиданно тихо. Заскрипел гравий, мимо вагонов прошёл человек. Хлопнула дверь, вышел проводник с фонарём.

- Пойдемте гулять! - неожиданно сказала Рая.

Михаил хотел было помочь ей сойти с подножки, но она сама легко спрыгнула на землю. Едва они дошли до станционной ограды, за которой блестели мокрые кусты, освещенные из окна, и остановились под липами, как паровоз загудел и поезд тронулся. Они побежали к вагону. Рая схватилась руками за холодные поручни и вскочила на подножку. Ветер подхватил её платье.

Проводник забормотал, указывая фонарём в вагон:

- Пра - ашу, пра - ашу!... На ступеньках стоять не дозволяется... Они вошли в вагон и снова стали у окна. Рая, тяжело дыша, закидывала сползавшие косички на плечо. Михаил молча глядел на вызвездевшее над тёмными верхушками леса небо; ощущение какой - то внезапной радости и силы охватило его.

- А знаете, Рая, - сказал он, - вот вы, наверное, думаете о школе, о первом дне, какой он будет? Как вас встретят? Я тоже приблизительно думаю об этом же. Вероятно, и сотни людей, которые едут в этом поезде, думают озабоченно каждый о своём.

- И всё - таки мне кажется, что основное в жизни - это радость. Знаете, какая радость? - Рая, блеснув на Михаила глазами, глубоко вздохнула. - Радость от мысли, что можешь много - много сделать хорошего в жизни! И чтобы люди были светлые, красивые, чтобы все пассажиры в вагоне песни пели... как пионеры... Чтобы ни одной тёмной мыслишки не было. А только свет и любимая работа! - Рая вытянула в окно руки, поймала каплю, упавшую с крыши, и мечтательно сказала: - А я ещё дождик люблю, очень люблю!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены