В путь за призванием

Андрей Комаров| опубликовано в номере №1347, июль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Творческая биография молодой художницы Наталии Кирилловой складывалась удачно – цепочка обретений будто по стройно составленной схеме пополнялась звено за звеном. В десять лет журнал «Творчество» публикует ее картину «Подсолнухи», в пятнадцать она удостаивается золотой медали на международной выставке детского рисунка в Италии за «Натюрморт с арбузом». Потом институт имени В.И.Сурикова, участие в групповых и первые персональные выставки, вступление в Союз художников СССР. Можно говорить о способностях, подкрепленных упорным трудом, – такова истинная формула успеха в искусстве. Можно говорить о самовоспитании, а не растрачивании впустую нарождающегося таланта: Наталия Кириллова – человек волевой, работящий, способный реально оценивать качество своих трудов. И все же, думается, главное – сумев дойти до цели на нелегком пути к жизненному призванию, не успокоиться, найти силы пуститься в еще более нелегкий путь. За своей темой, своей краской жизни – за творческим призванием.

Архыз. Гора Пастухова. Высота две тысячи метров. Идет монтаж шестиметрового зеркала для большого телескопа обсерватории. И рядом с учеными, монтажниками – девушка с этюдником. Наброски, наброски... Но не только они – Наташа старается вникнуть в самую суть происходящего. Результат – большое полотно «Обсерватория в Архызе», которое с успехом выставлялось на Всесоюзной молодежной выставке. Но не только материалы для будущей картины увезла тогда с собой художница. Тогда, наверное, впервые зародилось желание искать единственно верное живописное и психологическое решение в такой сложной и многоплановой теме, как наука. Искать и находить.

Прошло несколько лет. В Институте океанологии имени П.П.Ширшова Академии наук СССР состоялось открытие выставки Наталии Кирилловой «Океан сближает людей», посвященной океанографическим экспедициям. Искусствоведы высказали много доброго об этой выставке, но главное – теплые, дружеские, будто адресованные к коллеге слова ученых-океанологов. Да, в том важном для молодой творческой личности поиске своего места и места своего искусства в жизни художница достигла реальной цели. Этому этапному в ее становлении результату предшествовала долгая работа на базе Южного отделения Академии наук СССР в Геленджике: она на причалах, где швартуются научные суда; вместе с водолазами археологической экспедиции в Цемесской бухте; на испытаниях глубоководного аппарата «Пайсис-2»... Творческая разносторонность, пристальное внимание к жизни ученых, глубина раскрытия образов, человеческая контактность и развитое чувство ответственности за дело – все это убедило руководство института имени П.П.Ширшова в серьезности творческих поисков молодой художницы, и ее включили в состав кругосветной океанологической экспедиции. Шесть тысяч миль на борту ветерана научно-исследовательского флота «Витязя»: порты, синь моря, штормовые ветры – и работа. Работа ученых, след которой оставался теперь не только в активе экспедиции, но и в бесчисленных зарисовках Наталии Кирилловой. После поездки – отчет перед сотрудниками института. Потом – выставка.

...Только что закончил свою подводную вахту молодой аквалангист. Он отдыхает, а рядом – без преувеличения сказать – история. Оружие защитников Родины, которое он достал со дна моря. Он отдыхает – немного расслаблено тело, нет напряженности в выражении лица. Но одновременно он напряжен в том далеком и грозном времени, куда перенесла его находка. Он переживает его, он готов так же защищать свою землю. Это картина «Подводные археологи в Цемесской бухте», представленная здесь среди других работ художницы. Именно о ней захотелось сказать, ибо тут выражена самая суть творческого подхода Наталии Кирилловой к теме: нет «чистой» науки, нет «чисто» научных проблем – они многообразны и многосложны, как сама жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены