Новая техника требует новых методов, новых темпов в работе. Создание новых отраслей промышленности требует высококвалифицированной рабочей силы. От кустарной примитивной ремесленной техники, когда рабочий делал целиком всю вещь от начала до конца (сапожник, портной, слесарь и т. п.), мы подходим к гигантскому раздроблению труда...
В нефтяной, электрической и металлургической отраслях промышленности уже есть такие машины - комбинаты, полностью вытесняющие ручной человеческий труд. Гигантское развитие техники, ведущее в капиталистических странах к кризисам перепроизводства, к усилению эксплуатации трудящихся масс, к росту безработицы и нищеты, - в условиях нашей страны становится могучим рычагом развития производительных сил страны, поднятия экономического и культурного уровня широчайших масс трудящихся.
Быстрое развитие техники и производительных сил страны требует немедленного и притом огромного развития технической грамотности населения. Мы очень много теряем от неумения полностью использовать и загрузить станки и машины новейших систем, тракторы и др. сложные с. - х. машины и орудия. Это происходит прежде всего от чрезвычайно низкого уровня технических знаний в среде рабочих. О крестьянстве не приходится и говорить. Но грозные показатели нашего невежества и бескультурья не только не должны нас смутить, а, наоборот, должны еще больше нас поторопить, подхлестнуть.
«Мы - нищие люди и некультурные люди, - писал Ильич, - не беда. Было бы сознание того, что надо учиться. Была бы охота учиться. Было бы ясное понимание того, что рабочему и крестьянину учение нужно теперь не для принесения «пользы» и прибыли помещикам и капиталистам, а чтобы улучшить свою жизнь». Сознание того, что надо учиться, безусловно, овладело широкими массами трудящихся. Об этом говорит опыт рационализаторских кружков, технических бригад и станций, строительство заводов - втузов, тяга к технической литературе, рост изобретательства, рост количества предложений, поступающих в производственные комиссии.
Технический поход, неразрывно связанный с соревнованием, поход за знаниями, проводимый всеми рабочими организациями до конца пятилетки - должен не только создать перелом в этой области. Поход длительный, по - большевистски организованный, с вовлечением в него всей массы ученых специалистов и трудящихся должен обеспечить к концу пятилетия выполнение следующих коренных задач: 1) ликвидации технической неграмотности среди всех рабочих; 2) ликвидации технической неграмотности среди взрослого населения колхозов и совхозов (по этому пути уже пошел Главполитпросвет, создав 300 колхозных университетов) и 3) внедрения технических знаний и производственных навыков среди детского населения в городах и в социалистическом секторе сельского хозяйства.
Для выполнения этих задач мы должны, прежде всего, соединить творческую инициативу, идущую снизу, с широким общегосударственным планом технической пропаганды и просвещения.
Без такого плана мы обречены на крохоборчество и самотек.
Рабочие организации, заводы и школы должны требовать создания общегосударственного плана пропаганды в кратчайший срок. Но тормозить или отговариваться от работы по распространению технических знаний, пока такой общественный план еще не выработан - преступно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.