К Всесоюзному совещанию молодых писателей
«Ленинград, Невский проспект, 56, Театр комедии». Пакеты с таким адресом почта доставляет почти ежедневно. Это пьесы. Кипы пьес за месяцы и целые шкафы за годы. И в основном пьесы молодых, еще никому не известных авторов. А может быть, среди этих «никому не известных» есть тот самый «новый Шекспир», которого театр ждет с таким нетерпением?..
Конечно, «нового Шекспира» можно терпеливо ждать. Но это будет похоже на ожидание у моря погоды. Нет, его необходимо искать, ему нужно помочь родиться.
Собственно, для этого и создано объединение молодых драматургов при Ленинградском театре комедии. Официальное рождение этой организации произошло весной 1959 года. В нее вошли люди разных профессий: юрист и астроном, историки и руководители самодеятельности – люди, пробующие свои силы в драматургии. У них было главное – интересные замыслы и желание работать. С этого можно было начинать.
Вначале к молодому объединению многие относились скептически. Но прошло три года – и появилось девять новых комедий. Это «Кресло № 16» и «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Трехминутный разговор» В. Левидовой, «Рассказ одной девушки» А. Тверского, «Четверо под одной крышей» и «У себя в плену» М. Крайндель и М. Смирновой, «Шаги на рассвете» Л. Лиходеева, «Что скажут завтра?» и «Опаснее врага» Д. Аля и Л. Ракова.
Эти пьесы «начинались» в объединении, они получили путевку в жизнь в Ленинградском театре комедии, они обошли многие сцены страны и не раз ставились за рубежом. Для первых шагов объединения результат, прямо скажем, неплохой. Поэтому множество писем приходит в адрес объединения, поэтому в последнее время о нем так много говорят и спорят.
В чем же, собственно, заключается работа объединения? Какую реальную помощь оказывает оно молодым драматургам? Многие считают, что объединение драматургов – это что-то вроде учебного заведения, где его руководитель народный артист СССР Н. П. Акимов читает лекции о том, как писать пьесы.
Конечно, Н. П. Акимов, выдающийся мастер сцены, у которого за сорок лет работы в театре накопился огромный опыт в области комедии, оказывает молодым драматургам большую помощь. Он в совершенстве знает законы построения комедии, умеет направить мысль автора, подсказать ему интересный прием. Кроме того, молодые авторы стали полноправными членами коллектива театра, без их участия не обходится ни одно событие. А это очень много дает начинающему драматургу: прежде всего знание сцены, ее законов и секретов. Общение друг с другом выводит из «келейности» творческого процесса.
Но дело в том, что самое совершенное знание законов драматургии и секретов театра еще не гарантирует появления хорошей пьесы.
Объединение при Ленинградском театре комедии – это творческая мастерская. Здесь в контакте с театром ведется работа над конкретной пьесой – пьесой, в которой заинтересован театр.
В театре есть обычай. Каждая новая пьеса, которую предполагается ставить, сначала выносится на суд всего коллектива. Устраивается читка. На ней присутствует вся труппа. Актеры превращаются в зрителей, и по их реакции можно судить о том, как будет воспринимать комедию зрительный зал. После читки проводится обсуждение и выносится решение, что делать с пьесой дальше: ставить сразу, не ставить вовсе или продолжать над ней работу.
Актеры – строгие критики. Например, сатирическую комедию «Опаснее врага», которая, как известно, пользуется сейчас громадным успехом, авторы переделывали столько раз, что потребовался бы не один чемодан, чтобы вместить ее первоначальные варианты: ведь авторы работали над ней пять лет!
Работа над пьесой проходит не только за письменным столом; чаще всего она продолжается и в процессе постановки, когда недоработки становятся особенно очевидными. Удачные предложения принимаются от любого участника спектакля и вводятся по ходу репетиций.
Так было с той же комедией «Опаснее врага». Постановка была поручена молодому талантливому режиссеру Н. Лившицу. Честно говоря, он взялся за нее с неохотой: пьеса еще была «сырая». Состоялась не одна встреча режиссера с авторами Д. Алем и Л. Раковым. Было все: горячие споры и ссоры. Прошло время, пока все трое не пришли к единому решению. Было сделано много интересных находок. В результате получился яркий, острый, очень современный спектакль, который стал «гвоздем» ленинградского сезона. Чтобы посмотреть его, зрители отважно дежурят всю ночь в ожидании, пока откроется билетная касса.
Н. Акимов ищет новое во всех областях театра. Он идет ради него на творческий риск: ему всегда интереснее эксперимент, чем проторенная дорожка. «Что нам нужно сейчас в театре, если выразить одним словом? Я бы выбрал слово «свежесть», – говорит он. Вот почему в его лице находит поддержку молодежь, которая стремится говорить в искусстве по-своему.
Однако гипноз традиций не так легко преодолеть. Очень часто в объединение попадают пьесы, написанные совсем молодыми людьми, но в них встречается в ухудшенном виде то, от чего уже давно пора отказаться. Автор еще не умеет писать* но все заблуждения и штампы прошлого он уже усвоил.
Что скрывать, явное большинство пьес, поступающих в театр – так называемый самотек, – это перевод бумаги и времени литературных работников театра. Но, к счастью, встречается и другое. При всей неопытности автора в пьесе есть какая-то острая, интересная тема, попытка решить ее по-своему. Пьесы еще нет, но есть то, ради чего стоит работать над ней. Легче всего, конечно, написать автору, что он не знает законов драматургии, не умеет связать концы с концами и тому подобное, и на этом расстаться с ним...
Но в ленинградском объединении драматургов к таким авторам относятся иначе. Поверив в их способности, с ними начинают работать. На этой основе и родилось объединение при театре, где начинающим авторам помогли вырасти в драматургов.
А иногда способному автору, пьеса которого по тем или иным причинам не подходит театру, предлагают написать так называемую заявку, то есть изложенный в виде короткого либретто замысел другой комедии. Для автора это имеет свои преимущества. Какие?
Вполне понятно, что, садясь писать пьесу, драматург знает, о чем он собирается писать и чем пьеса кончится. Вместо того, чтобы тратить минимум несколько месяцев работы на целую пьесу и, что вполне вероятно, получить отказ, автор может изложить свой замысел на пяти-шести страницах. Из них будет ясно, какая тема его волнует, идея пьесы, ее сюжет и т. д. А театр по этому либретто может судить о том, интересна ли ему такая комедия, нужна ли она, советовать ли автору продолжать над ней работу.
Объединение, или, как мы назвали его, творческая мастерская, ни в коем случае не является стабильной организацией, где число штатных мест установлено раз и навсегда. В него все время вливаются новые силы. Пишут для театра Нина Аловерт, Галина Морозова, Валерий Тур. Это самые молодые авторы театра – не только по стажу, но и по возрасту. Имена их еще. нельзя увидеть на афишах, но можно надеяться, что вскоре они появятся.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.