В скудно освещенной комнате с неказистой мебелью на полосатом матраце присел, ссутулившись, невеселый парень. На нем - серый рабочий ватник, на ногах - сапоги, запорошенные цементной пылью, а в руке - желтый целлулоидовый утенок. В горькой задумчивости смотрит он на игрушку...
Смысл картины «Уехали» становится понятен с первого же взгляда: желтый, смешной утенок - вот все, что осталось у человека от уехавшей семьи. И случилось это, видно, не по его вине. Скорее всего, прозаическая обстановка рабочего поселка на стройке пришлась не по душе его жене...
Сколько раздумий вызывает эта правдивая сцена, изображенная на картине молодого художника Г. Коржева! К сожалению, еще встречаются у нас молодые семьи, где люди живут совершенно разными интересами, не понимая друг друга, испытывая от этого непонимания обиду, горечь, боль.
Без навязчивой драматизации, без надрыва, скромно и строго написана эта картина, а как трогает она каждого!...
Другая картина Г. Коржева - «Осень» - также рассказывает о семейной размолвке. В уютной комнате, где много книг, где приветливо светится зеленый глазок приемника, двое молодых людей решают свою судьбу. Вероятно, им придется расстаться. А за окном - осень. Такая же осень и в их сердцах...
Хочется сразу же отмести возможное подозрение в том, что художник любит смаковать «бытовые скандальчики», обостренные конфликты. Нет, раскрывая конфликты, художник каждым мазком кисти по - своему выражает прежде всего искреннюю, глубокую боль за своих героев, за своих неумелых, ошибающихся ровесников.
Рядом с этими двумя полотнами радостной песней о хорошей, прочной, настоящей советской семье звучит третья картина художника - «Приехал со стройки».
Загорелого, мужественного, волевого строителя в кожанке, с большим чемоданом и трогательной связкой лука (подарок хозяйке - жене), восторженно встречают в дверях сын и жена... Чувствуется, что дружба и любовь, общность интересов и взглядов крепко связывают воедино эту семью, и ей не страшны никакие разлуки, никакие размолвки.
Молодой художник Гелий Коржев показал на выставке три свои картины - и вот уже ясно просматривается за ними определенный круг его волнений и забот, его внимание к жизни, его профессиональное мастерство.
Художник по - настоящему «болеет» своею темою, а не просто иллюстрирует известную истину о необходимости строгой морали. В этом отношении его работы выгодно отличаются, например, от картины М. Стриженова «Одноклассницы», представленной на той же выставке. Здесь тоже как будто бы поставлен острый вопрос: идти ли в будущее дорогой труда и поиска или отдать все это за тихий домашний мирок, за солидного мужа, за золотые кольца и брошки?... С сожалением и укором смотрят изображенные на картине девушки - комсомолки на свою подругу в модном розовом халате, которая избрала как раз второй путь. Слов нет, значительная, очень жизненная проблема. Но художнику не хватает личной глубокой заинтересованности в ней. Иначе он нашел бы свои собственные средства выражения, а не цеплялся за надоевшие розовые халаты, кольца, журналы мод, куколки, статуэтки и прочие внешние аксессуары мещанского быта. Психологический анализ «героини» художник подменяет внешними подробностями обстановки и этим упрощает, смазывает свой хороший замысел.
Г. Коржев, наоборот, идёт путем внутреннего поиска жизненной правды, путем создания образа. В его картинах детали обстановки быта лишь дополняют образ, помогают его раскрытию.
Правильное решение темы картины приходит к художнику от тесной связи с жизнью. И хорошо сделал Гелий Коржев, что не замкнулся после окончания института в стенах мастерской. Он путешествовал по Волге, ездил по селам Кировской области, писал этюды, знакомился с людьми, жадно интересовался всем, что происходит вокруг.
- Я заметил, - рассказывает молодой художник, - что в наши дни многим специалистам, в особенности строителям, железнодорожникам, энергетикам, часто приходится переезжать с места на место. Об этом и в художественной литературе говорится. В Москве, правда, это случается реже:
не каждый решается уехать из столицы и оставить квартиру. На периферии же проще: переезжают из одного города в другой, с одной стройки на другую вместе с семьями, с детьми, с вещами... Есть в этом много хорошего. Но бывают и осложнения в семьях... Думая обо всем этом, я и написал картину «Уехали»...
Каждую картину можно образно представить себе, как распахнутое окно в мир. Бродя по залам второй выставки молодых московских художников, мы видим сквозь такие окна много интересного, волнующего, хорошим, свежим ветерком веет из этих раскрытых окон...
Вот сельские ребятишки, с радостными, сияющими лицами, поят у речки колхозных коней... Сколько света, подлинной жизнерадостности, ярких красок, выразительных образов в живописи молодого художника А. Орловского! В выборе художником темы чувствуется своя точка зрения, творческий поиск, любовь к материалу.
А вот другое полотно. Улица небольшого городка, где лепятся рядом клуб и рынок, в пыли гуляют куры и тут же стоит колхозный грузовик, мчится на велосипеде веселый парень - комсомолец. «В районном центре» - так называется эта картина молодого художника П. Осовского. С большим настроением рассказывает она нам о районных буднях, о том, как приходит на смену старому новое в каждом уголке нашей страны. Автор картины наблюдателен. Вот почему многие из посетителей выставки, останавливаясь перед картиной, узнают в ней знакомые улочки районных городков.
Правдиво и красочно отражают различные моменты нашей действительности картины молодых художников М. Соколова «Огни Куйбышевской ГЭС», Б. Неменского «Машенька» («Наши сестры»), М. Аникеева «Любимое занятие», Н. Свирина «Воскресный день на Ленинских горах», Н. Данилина «Колхозный сторож», суровые пейзажи В. Стожарова, лиричный этюд В. Гаврилова «Летний сезон кончился» и другие.
Каждое из названных небольших полотен - это частица нашего времени. И нам представляется, что в любом из них правды жизни больше, чем в колоссальном панно, написанном как будто бы на самую главную тему - «На строительстве ГЭС». Нельзя объять необъятное. И напрасно авторы панно И. Бережной, И. Влащик, Б. Дятлов, Б. Казаков, А. Штейман поставили перед собой невыполнимую задачу: «отразить» на одном полотне и производственную тематику, и красоту природы, и любовь, и дружбу народов, и многое другое.
Стремление идти от правды жизни, а не от схемы - вот что характеризует лучшие произведения выставки. К ним можно причислить скульптуру Ю. Нероды «Сибиряк», этюды В. Ездакова, сатирические плакаты Е. Щеглова.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.