В поисках нового Тимура

М Донской, Ф Кравченко| опубликовано в номере №413-414, август 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пятиклассник пошёл в кино. Он просидел полтора часа в зрительном зале, впившись глазами в экран; он плакал, когда страдал его любимый герой, он готов был броситься на экран, когда за героем гнались враги, он бурно ликовал, когда побеждал герой.

Мальчик вышел из кинотеатра с сияющими глазами.

Пройдёт много лет, но этот мальчик будет помнить героев фильма, взволновавших его в детстве.

Салтыков - Щедрин в своих высказываниях о детской литературе говорил, что писателю «по настоящему следовало бы изучить натуру ребёнка, подстеречь его наклонность». Эти слова великого русского классика, сказанные в конце прошлого века, следовало бы помнить людям, делающим юношеские кинокартины.

Нигде в мире вопросам искусства для юношества не уделяется такого внимания, как в нашей стране. В самых передовых странах Европы и в США нет специальных организаций, призванных работать для детского зрителя. В Советском Союзе существует сеть театров для юных зрителей, специальных кино. Для производства художественных фильмов, адресованных детям и юношеству, создана киностудия с прекрасным оборудованием, с кадрами высококвалифицированных творческих и технических работников. Эта студия посвящает себя искусству для детей. С каждым годом это искусство должно совершенствоваться и расширяться.

В первые годы существования студия детских и юношеских фильмов «Союздетфильм» оправдала своё назначение. Здесь были удачи, были и ошибки; споры, горячие дискуссии были неизбежными спутниками творческого труда.

Начав с «Весёлых путешественников» (режиссёр - Ю. Фрадкин) и «Айболита» (режиссёр - В. Немоляев), студия к расцвету своей деятельности пришла, имея такой актив, как «Белеет парус одинокий» (режиссёр - Вл. Легошин), «Детство» и «В людях» (режиссёр - М. Донской), «Тимур и его команда» (режиссёр - Ал. Разумный).

В эту пору работники студии, объединённые подлинными творческими задачами, понимали, что именно требовалось от них. Нередко возникали перед коллективом спорные вопросы: какими методами работать, какого рода фильмы нужны зрителю? Одни утверждали, что каждый режиссёр студии должен быть одновременно и педагогом, другие настаивали на привлечении педагогов и научных работников разных областей в помощь режиссёрам, в качестве консультантов. Остро дебатировался вопрос о приключенческом и научно - фантастическом фильмах, о детской комедии, о школьном фильме.

Высказывались различные точки зрения и по вопросу о герое фильма для детей. Если одним казалось правильным делать картины «о маленьких для маленьких», то другие склонны были изображать только взрослых героев, подобных Чапаеву, справедливо завоевавшему симпатии юного зрителя. Много спорили и о возрасте зрителей. На кого ориентировать детские фильмы: на учащихся младших и средних классов школы или на юношество?

Ответ на эти вопросы могла дать только творческая практика. Здесь не могло быть готового рецепта. Однако совершенно неоспоримым было одно, - что юный зритель с одинаковой радостью принимает фильмы и о «больших» и о «маленьких», если события в этих фильмах правдивы, если в них нет фальши, ложной патетики и слащавого сюсюканья, если сюжет сценария увлекателен.

Ведь не случайно у ребят всех возрастов таким огромным успехом пользовались герои «Чапаева» (режиссёры - братья Васильевы) и герои «Красных дьяволят» (режиссёр - Перистиани). Секрет успеха этих фильмов - разных по жанру и по мастерству - в том, что они близки и понятны каждому, что героям этих фильмов хочется подражать, что герои эти будят чудесные качества, заложенные в ребятах, и формируют характер детей.

Но вот в кинематографии появился лозунг «создать детского Чапаева». На Ленинградской киностудии возник фильм «Федька». Плохой фильм. Фальшивый. Фальшивый потому, что поступки и действия его главного героя не подкреплены той логикой событий, тем характером героя, которые делают их законными в «Чапаеве». Фильм провалился. Вместе с ним провалились и картины студии «Союздетфильм» о взрослых, картины, которые направлялись не в адрес детской аудитории, а только снабжались нарочито введённым («для специфики») обязательным героем - ребёнком, которого на студии ядовито прозвали «дежурный мальчик».

Восторжествовала правда. Юный зритель принял те картины, где честным и правдивым языком говорили ему о жизни больших и маленьких - жизни такой, как она была. Чуткий юный зритель полюбил Гаврика и Петьку из фильма «Белеет парус одинокий», Тимура из фильма «Тимур и его команда» потому, что это были не «дежурные мальчики», а подлинные дети - герои, которые наряду со взрослыми, а не подменяя их, жили собственной жизнью, совершая поступки, вызывавшие желание подражать им. Глядя на них, юные зрители хотели стать такими же, и в этом была огромная воспитательная ценность этих кинокартин.

В этот период на студии «Союздетфильм» закрепились опытные режиссёры: и операторы, появились молодые творческие кадры, знающие педагоги и свои маленькие актёры, без которых студия не могла бы справиться с постановкой детских картин. Казалось, дело поставлено - хорошо и прочно. Юный зритель был вправе ожидать хороших произведений.

Между тем, как это ни странно, в самый: ответственный период своего существования - в дни Отечественной войны - студия «Союздетфильм» оказалась неспособной создать фильмы, которые отражали бы героическое участие молодого поколения в великой битве против немецко - фашистских захватчиков, за честь и свободу нашей родины, которые звали бы его на новые подвиги, будили ненависть к врагам родины, вызывали законное чувство гордости советскими людьми. Студия не сумела использовать насыщенный богатейшими событиями, подлинной романтикой борьбы материал, который мог бы послужить для создания многих фильмов о героях фронта и тыла.

Дети - герои Севастополя, Ленинграда, Одессы, борьба партизан, фронтовые подвиги воинов Красной Армии, тимуровское движение в тылу, вопросы долга, чести, морали, дружбы - какое богатейшее поле деятельности для художника, любящего своё искусство! Но - увы! - юношеских фильмов нет...

В стенах «Союздетфильма» попраны и забыты накопленные кинематографией для юношества традиции. Художественное руководство студии легко и бездумно перечеркнуло всё то, что было создано многолетним трудом. Вместе с проблемами детской кинематографии забыли и тех, для кого существует студия, - пытливых, умных советских ребят.

В условиях эвакуации, находясь в Сталинабаде, студия не выпустила ни одной высокохудожественной юношеской картины. Ряд фильмов, снятых «Союздетфильмом» за годы войны, положен «на полку». Из вышедших на экран картин можно отметить только «Новые похождения Швейка» (режиссёр - Юткевич), которые ни в какой мере нельзя отнести к числу юношеских фильмов. А так называемая вторая серия «Тимура и его команды», появившаяся чисто случайно и в постановке другого режиссёра, не может быть принята всерьёз. Этот фильм не имеет ничего общего с картиной, поставленной по сценарию писателя Аркадия Гайдара.

Другие студии, оказавшиеся в условиях эвакуации, дали за годы войны замечательные произведения, отмеченные Сталинскими премиями («Мосфильм», «Ленфильм», Киевская студия). Следовательно, причины неудовлетворительной работы «Союздетфильма» не в эвакуационной обстановке. Они коренятся глубже: дело, видимо, в тех творческих принципах, которым следовала в эти годы студия юношеской кинематографии.

Люди, посвящающие себя детской и юношеской кинематографии, должны работать над фильмами, способствующими формированию характера нашего молодого поколения. Они должны объявить беспощадную борьбу с «сюсюканьем», с теми, кто пытается заполнить экран «куколками» и «шариками». Нужно направить на студию талантливую режиссёрскую молодёжь. Нужно, чтобы Институт кинематографии, готовящий новые кадры работников кино, ещё в своих стенах выявлял и поддерживал людей, желающих посвятить себя работе в области юношеской кинематографии. Используя героику фронта и тыла, юношеская кинематография должна создать правдивые образы, которые бы увлекали молодёжь, растили её, служили бы ей образцами для подражания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены