Когда мы смотрим на картину, защищенную стеклом, она нередко кажется нам темнее, чем без стекла. При определённых углах, под которыми зритель разглядывает картину, художественное произведение проигрывает чрезвычайно много только из - за обыкновенного стекла, образующего препятствие на пути лучей света, падающих на полотно: блестящая поверхность отражает свет и посылает его в глаза в виде слепящих бликов. Этот пример характеризует, как даже одно тонкое стекло затрудняет разглядывание предметов, закрытых им. Явление во много раз осложняется в оптических системах со многими стёклами, микроскопах, телескопах, перископах и т. д. В некоторых случаях в сложных оптических системах из - за отражения света от поверхности отдельных линз теряется до 95%
света и лишь 5% используются по назначению.
Уже столетия назад голландские специалисты по изготовлению оптических приборов, столкнувшиеся с эффектом отражения, пытались улучшить качество своих приборов, уменьшая способность стекла отражать: они делали оптические линзы тусклыми. Но этот процесс слишком сложен, чтобы его можно было осуществлять таким простым способом. Только естественно потускневшие от времени линзы оказывались лучше новых, с блестящей поверхностью. Искусственно получать тусклые плёнки на стёклах не удавалось. Однако растущая роль сложных оптических систем заставляла учёных продолжать работы в области искусственного «старения» линз, которое, как это ни странно на первый взгляд, носит название «просветление». За границей начиная с 1916 года предложено немало способов просветления оптических стёкол, но все они не дали удовлетворительного решения.
Советские оптики академики И. В. Гребенщиков и А. А. Лебедев в Государственном оптическом институте не только дали теоретическое обоснование методов просветления линз, но разработали и весь технологический процесс создания на стекле особых поверхностей - облегчающих путь лучей света, пронизывающих линзы.
Благодаря просветлению потери света, вызываемые его отражением, уменьшаются более чем в десять раз. Особый приём позволяет кроме того «гасить» блики, слепящие глаза: коэффициент преломления света, которым обладает плёнка, должен занимать среднее положение между коэффициентами преломления воздуха и стекла. Благодаря этому отраженные лучи гасят друг друга.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.