«Когда мне теперь задают вопрос, в какой институт я хочу идти после школы, я отвечаю: «Только в медицинский!...» Так заканчивает своё школьное сочинение ученица 10 - го класса Яна Козловская.
Скоро тысячи советских молодых людей, оканчивающих сейчас 10 - е классы школ, выйдут из них с аттестатом зрелости в руках. Аттестат зрелости! Какое чудесное слово, полное заветных мечтаний, радужных планов, надежд и в то же время - тревог, опасений, колебаний... И вот скоро это слово превратится в реальность, скоро будет дана оценка десятилетней работы каждому юноше и девушке.
Восьмилетним ребёнком переступил каждый из них школьный порог. И вот пролетело десять лет. От знакомства с буквами алфавита, от счёта единиц в пределах десятка они дошли до сочинений - рефератов на сложные литературные и естественно - научные темы, до решения задач на бином Ньютона, до квантовой теории.
Здесь, в школе, они впервые узнали о жизни и борьбе за их счастливое будущее величайших вождей революции Ленина и Сталина: здесь их сердца впервые начали наполняться гордостью за свой народ, давший миру «неистового Виссариона», Чернышевского, Добролюбова, чьи жизни ещё много лет будут оставаться для миллионов тружеников Запада и Востока знаменем борьбы за справедливую жизнь.
Колоссальная работа по формированию взглядов, убеждений молодого характера выполнена за эти годы школой, педагогами, комсомолом.
Школьные годы нынешних выпускников - необычные годы. Они опалены пожаром войны. Для многих из них они омрачены недетским горем тяжёлых потерь и лишений.
Подавляющее большинство выпускников напряжённо, с полным сознанием ответственности, работает, готовясь к предстоящим экзаменам. Их можно сейчас встретить в библиотеке, на лекции в Политехническом музее, на «Ломоносовских чтениях».
Хорошее мероприятие проводит Московский государственный университет, устраивая «дни открытых дверей» для учащихся 10 - х классов. С понятным волнением вступают молодые люди в университетские аудитории, кабинеты и лаборатории, с которыми их знакомят профессора и консультанты. Московский университет гостеприимно раскрывает двери перед десятиклассниками. Многие из них мечтают поступить сюда. Ещё задолго до конца учёбы они стали участниками проводимых университетом олимпиад по математике, физике, химии.
Окончание средней школы ставит перед каждым выпускником вопрос о выборе профессии, специальности. Сколько увлекательных областей науки, техники, искусства! Везде их ждут благородные перспективы творческих дерзаний и открытий. Мечты уносят далеко...
Инженер - изобретатель, воля и догадка которого создают новые чудесные машины, во много раз повышающие производительность труда. Учёный, проникающий в глубочайшие тайны строения вещества, открывающий пути
извлечения колоссальных запасов энергии на пользу мирной жизни людей. Врач, побеждающий извечных врагов человечества - страшные болезни, дерзко бросающий вызов старости и смерти... А разве не влекут к себе удивительные достижения учёных - преобразователей природы, выращивающих новые злаки невиданной урожайности, плодовые деревья, ещё не известные людям? А музыка, живопись, ваяние, зодчество... Разве не приятно помечтать о том, что, может быть, со временем станешь великим музыкантом или живописцем? Пойдите в воскресный день в Третьяковскую галерею, в Музей изобразительных искусств? Кого там всего более среди посетителей? Не молодёжи ли? Вон два подростка уже около часа не отходят от репинского полотна. «Не ждали». Они то молча созерцают картину, то громко, перебивая друг друга, спорят. В руках у каждого альбомы для рисования. Может быть, это будущие художники?
Еще бродят мысли, еще не приняты решения, не выбрана специальность. Обуревают порой сомнения в своих силах. «Иногда я думаю, - признаётся К., десятиклассник одной из школ Москвы, - что, куда бы я ни пошёл, - везде горы сверну, а иногда начинает казаться, что ничего не сделаю».
Но какие бы сомнения и колебания ни возникали в молодой душе, для нашей молодёжи характерны стремление и порыв, искреннее желание быть полезными Родине. Не пустое тщеславие и не погоня за «доходным местом» руководят ею при выборе жизненного поприща. Почитайте ученические сочинения, и вы почувствуете, что каждую строку их пронизывают советский патриотизм, горячее желание связать свою будущую работу с практикой, принести максимальную пользу родной стране.
Яна Козловская так мотивирует решение пойти в медицинский институт. «Я всей душой, - пишет она, - полюбила свою будущую профессию. Медицина стала моей самой любимой наукой. Больше всего меня привлекает в моей профессии, пожалуй, то. что тут ты всегда имеешь дело непосредственно с людьми, можешь оказывать непосредственную, прямую помощь человеку, облегчать его страдания, а часто и спасать от смерти. Ведь у человека самое дорогое - это жизнь. А как часто жизнь человека находится в руках врача, целиком зависит от его знаний и уменья».
Немало среди выпускников таких, которые уже сейчас твёрдо остановились на определённой профессии и серьёзно готовятся к ней.
Вот Дима Докшин. Он сейчас в 10 - м классе. Этот юноша, решивший стать геологом, исследователем земных недр, невольно обращает на себя внимание работоспособностью. Он по всякому заданию старается найти наилучший и наиболее исчерпывающий способ его выполнения, привлекает к работе дополнительный материал. В нём уже сейчас проявляются задатки будущего учёного.
Как - то преподавательница химии предложила учащимся испытать способность древесного угля поглощать красящие и пахнущие вещества. Одноклассники Димы взяли для опыта готовый уголь из противогаза. Дима решил
поступить иначе. Угнав, что наивысшей поглотительной способностью обладает костный уголь, он насобирал костей, сжёг их и затем остатки превратил в порошок. После этого он достал неочищенный сахарный песок и стал работать с ним. Через некоторое время на столе Димы появился чистейший сахар.
Он составил также таблицу металлических сплавов, которая с полным правом может быть названа образцовой. На большой доске прикреплены виды различных сплавов, включая самые новые; рядом - названия их и надписи, показывающие процентное содержание каждого металла в сплаве. Здесь же приведены красиво выполненные рисунки и чертежи, иллюстрирующие применение сплавов в промышленности.
Юра Кузнецов, можно сказать, с молоком матери впитал склонность к профессии педагога. Мать его - директор школы. Ещё учеником, Юра ведёт педагогическую работу в двух направлениях: как пионервожатый и как руководитель физкультурной группы младших ребят. Ту и другую работу Юра выполняет образцово, за что не раз премирован. Он пользуется исключительной любовью и популярностью среди ребят. Стоит только его крупной фигуре появиться среди малышей, как те бросаются к нему со всех сторон о радостными криками, наперебой спешат поделиться новостями. Юноша сумел перенять от матери и своих учителей то, что составляет секрет искусства педагога. Учителя пророчат Кузнецову педагогическую будущность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.