В начале долгого пути

Э Лындина| опубликовано в номере №956, март 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

У нее был счастливый, шумный Заслуженно счастливый. Студентка ВГИК, третьекурсница Наташа Величко, сыграла Асю Вохминцеву в фильме Ю. Бондарева и В. Басова «Тишина».... Если однажды собрать вместе кипу газетных и журнальных статей, посвященных дебютанткам, чьи имена то и дело появляются в титрах новых фильмов, то, будь их двадцать, тридцать, семьдесят, таких статей, едва ли не в каждой из них сказано, что молодая актриса «обаятельна, непосредственна, органична...». Читаешь, и кажется, родился новый талантливый художник. Но вот выходит на экраны фильм другой и третий с участием все той же «обаятельной и непосредственной», а зритель с горечью убеждается, что ничего нового не увидел и не узнал. Нет радости встречи с новым, другим человеком. Зачастую здесь и вина режиссеров, эксплуатирующих удачно найденное другими. Зачастую и доля актерской вины - стремление сниматься, сниматься, пусть играя знакомое, повторяясь, облегчая профессиональную задачу. Наташа Величко пришла в кинематограф со строгим сознанием своей артистической ответственности, очевидной уже в первой работе. В «Тишине» Наташа была занята в выигрышной роли. Она принимала участие в самых драматических эпизодах фильма. Но не всегда даже опытный и даровитый актер достигает такого единства и сложности характера, умеет так соотнести этот характер с общим замыслом произведения, как сумела в первой роли Наташа Величко. Узкоплечая, стремительная девочка с напряженными, пристальными глазами... Биография Аси едва только начинается, но в ней уже видны и смелая прямота, и бескомпромиссность всех Вохминцевых, и та непримиримая душевная чистота, что позволяют ей отлично разбираться в людях, определяя их человеческую сущность. Ершистая, то по - мальчишечьи резкая, то по - девичьи вспыхивающая смущением, вся в неожиданных переходах и сменах настроений, Ася взрослела, менялась на глазах у зрителей. Ей дано было в фильме пережить и трагедию дочери, теряющей отца. Незабываемо лицо Аси - разом высохшее от боли, замкнутое горем, в глазах удивление, гнев. Но Величко не играет здесь ни обиды, ни жалобы - никаких мелких чувств. В ней оскорблены все ее представления о жизни, мир зашатался, вот - вот рухнет - это величайшее напряжение мысли, с трудом постигающей всю чудовищность лжи и несправедливости. Наташе дано было рассказать и о первой любви Аси, и она рассказала о подростке, неумело прячущем свое чувство, которое переполняет все ее существо, когда нет сил больше молчать, гасить искрящиеся любовью глаза, усмирять взволнованный голос. Ася и тянется к Косте и страшится того, что неумолимо входит в ее жизнь. «Колючесть» Аси, ее резкость сменялись собранностью, строгостью, внутренней тишиной.

Играя Асю, Величко часто нарушала неписаные кинематографичесние законы: она не боялась быть и некрасивой, и неуклюжей, и смешной. Выдвигая вперед острые, худые плечи, ссутуливалась под тяжестью внезапного горя, могла нелепо взмахнуть рукой, зашаркать ногами, обутыми в старые, не по ноге валенки. И все это придавало ей особую привлекательность, ту неповторимую индивидуальность, которая дороже благополучной миловидности. Первый успех принес актрисе и первые искушения. Наташе предлагали бесконечные сценарии и роли, где героиня либо с откровенной прямотой дублировала Асю, либо слегка варьировался все тот же характер. Выбор Величко был неожиданным и вместе с тем понятным. Она начала работать в фильме своих товарищей - дипломников ВГИК Бориса Григорьева и Юрия Швырева «Первый снег». Величко играла студентку Литературного института Наташу, свою ровесницу, но не современницу: картина была посвящена предвоенным и первым военным годам. Наташа - милая, чистая девушка, искренняя, строгая к себе и другим, любящая и любимая. В общем, все эти положительные и несколько абстрактные качества и составляют то самое понятие «голубая героиня», с которым на практике актеру не так уж легко справиться. Наташу Величко увлек поиск. Возможность уйти от Аси, забыть эту трудную, с «норовом» девочку, жизнью которой она прожила почти год. Хотелось быть другой - неуверенной, мягкой, трогательно влюбленной... Хотелось играть нежность, неброский свет любви. Скорее Наташа из «Первого снега» была для артистки подступом к будущей роли, в которой Величко хотелось сочетать изящество облика, хрупкую грацию, женственность с внутренней силой и мужеством. Так сыграла она чуть позже Людмилу Печерскую. В «Друзьях и годах», пьесе Леонида Зорина, по которой поставлен одноименный фильм, Людмила была прежде всего жертвой. Ранимость, обреченность доминировали в этом образе. Играя Людмилу, Величко ни на минуту не забывала о ее незаживающей ране - аресте и гибели отца (ситуация, отчасти повторяющая «Тишину», но артистка словно вычеркнула из памяти, что однажды уже передавала близкий Людмиле характер). Были в Людмиле и боль, и незащищенность, и горькое, постоянное присутствие прошлого. Но в ее внешней горестной пассивности ощущались гордость, внутренняя сила и воля. Ничто не могло заставить Людмилу согнуться, изменить своим чувствам и убеждениям. Свой протест, неприятие лжи, приспособленчества, лицемерия Людмила нигде не проявляет открыто. Она молчит, глядя на Юрия Державина, готового отказаться не только от ее любви, но даже от знакомства с ней, дочерью человека, исключенного из партии. Она почти все время молчит и встретившись с Державиным много лет спустя в театре. Смотрит на него, опустошенного, мелкого, ищущего оправдания и у друзей и у врагов, смотрит так, что нельзя не почувствовать силу ее отпора, ее внутреннее отстранение От Державиных. В отличие от Аси Людмила прячет свою драму, скрывает ее от людских глаз, и Величко скупо передала всю благородную серьезность и силу ее переживаний. Роль Людмилы не давала актрисе того простора, какой открылся перед ней в первой работе, в «Тишине». Как говорит сама Наташа, того «букета качеств» Аси Вохминцевой. Иными словами, в «Тишине» роль «работала» на актрису. В «Друзьях и годах» Величко сама обогатила характер своей героини, досказала его и преломила через себя, став соавтором драматурга и режиссера. Свою способность стать соавтором в роли Наташа Величко проявила еще раз, сыграв в картине «Третья молодость» Машеньку Суровщикову, блистательную балерину, жену Мариуса Петипа. «Друзья и годы» и «Третья молодость» снимались почти одновременно в павильонах киностудии «Лен - фильм». Сегодня день проходил в полунищей избе голодной, послевоенной деревни, куда переехали жить Людмила и ее муж Владимир Платов. Завтра - в роскошной гостиной директора императорских театров Гедеонова, устроившего прием по случаю успешного дебюта Машеньки Суровщиковой...

Можно было сыграть Машу Суровщикову этаким злым гением Петипа, самоуверенной, пустой, жаждущей успехов - и только. Но, к счастью, Наташа Величко не умеет просто демонстрировать и иллюстрировать сумму отрицательных или положительных качеств. Та Маша, какой сыграла ее Величко, человек сложный, внутренне противоречивый, живущий в непрестанной борьбе с самим собой. Она искренна в любви к мужу, в преклонении перед его талантом, в бесспорном уважении к нему. И столь же откровенно честолюбива, неудержима на пути к славе. Она страдает, предчувствуя неизбежность разрыва с Петипа, но не в силах отказаться от карьеры европейских масштабов. Она не хочет разлуки, но выбирает разлуку: иначе она не мыслит свое будущее. Иной в этой роли и весь привычный облик Величко. Певучесть, лиризм ее ранних работ сменились острым, энергичным рисунком, вместо нежных, пастельных тонов - бурные, насыщенные краски, контрасты. В актерском почерке Наташи Величко появилась уверенность - она точно знает, что должна сказать людям той или иной ролью, в них раскрывает она самое глубокое и сокровенное, что есть в ее душе. Сейчас Наташа вернулась к одной из своих первых работ - Заиньке из пьесы Веры Пановой «Как поживаешь, парень?» И тогда, в институте, репетируя под руководством своего педагога Анатолия Григорьевича Шишкова, Наташа отказывалась видеть Заиньку только хищницей, убогой мещанкой. «Может быть, она просто запуталась? - пыталась доказать себе и другим Наташа. - Может быть, она другая? Взбалмошная, и хитрая, и простодушная, ну, и получилось так...» Теперь, снимаясь в картине, которую ставит по пьесе Пановой режиссер Резо Эсадзе, Наташа настаивает: «Нет, все не так просто. Вот вспомните...» И она рассказывает, увлекается, говорит словами новой своей роли, и действительно кажется: все не так просто. Но не стоит предварять события, пока идут съемки, а актрисе Наташе Величко предстоит заново найти себя. И она постарается добиться этого. Потому что быть поверхностно - удачливой ей не дано.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены