В моем конце мое начало

Денис Логинов|8 Декабря 2015, 15:53
  • В закладки
  • Вставить в блог

8 декабря 1542 года родилась Мария Стюарт

«En ma fin est mon commencement» -  «в моем конце мое начало», вышила на парчовом покрове в пору своей блистательной юности королева шотландская и французская, законная наследница английской короны Мария Стюарт. Почему именно это изречение привлекло ее внимание – неизвестно. Но получилось так, что оно пророчески определило судьбу юной вышивальщицы, трагическая гибель которой стала началом ее бессмертия.

 Третий ребенок короля Шотландии Якова V и его супруги, французской принцессы Марии де Гиз Лотарингской, принцесса Мария родилась 8 декабря 1542 года, до этого два мальчика рождались мертвыми, и король Яков уже отчаялся иметь законного наследника. Рождение дочери его не слишком обрадовало, к тому же Яков Шотландский был тяжело болен и скончался через пять дней, так и не увидев свою наследницу.

Мария Стюарт в недельном возрасте оказалась королевой Шотландии. Разумеется, она не могла править государством, поэтому регентами при ней стали мать и лорд Джеймс Гамильтон. Политическая обстановка в то время в стране была крайне напряженной. Помимо противостояния католиков и протестантов, было еще противостояния двух дворянских группировок: часть шотландских дворян ратовала за союз с Англией, а часть - за союз с Францией.

Джеймс Гамильтон, протестант, придерживался проанглийских взглядов. Он добился заключения с Англией Гринвичского договора, по которому королева Шотландии Мария должна была сочетаться браком с принцем Эдвардом, являвшимся наследником английского престола. Таким образом, планировалось поставить во главе двух стран одну королевскую династию. Более того, уже очень серьезно больной король Англии Генрих VIII потребовал вписать в договор пункт, согласно которому, в случае смерти его сына бездетным, власть над Шотландией переходит к Англии, кто бы ни был в это время на троне.

Этому резко воспротивилась вторая регентша – вдовствующая королева Мария, которую поддерживал ее фаворит кардинал Битоном. Тем более что подписание договора предусматривало отъезд малютки-королевы в Англию и разлуку с матерью. Ревностные католики, они придерживались французской ориентации, что вызвало недовольство Англии и периодическое вторжение английских отрядов на территорию Шотландии. А в середине 1546 года заговорщики-протестанты, подстрекаемые англичанами, убили кардинала Битонома.

Вдовствующая королева обратилась с призывом о помощи к своим царственным родственникам во Франции, и этот призыв был не только услышан, но и воспринят более чем благосклонно. Французский король Генрих II, а в особенности его супруга, королева Екатерина Медичи, благоволили к Лотарингскому дому и сочли своим святым долгом оградить маленькую родственницу от алчных притязаний англичан.

В 1547 году французская армия высадилась в Шотландии и первоначально усмирила излишне воинственных местных протестантов. А затем было принято решение сочетать браком Марию Стюарт с дофином Франциском. Предложение показалось вдовствующей шотландской королеве блестящим, и она немедленно дала согласие на брак.

После этого началась короткая война Англии с Францией, закончившаяся разгромом англичан, а маленькая шотландская королева, которой едва исполнилось пять лет, отправилась во Францию – свое будущее второе королевство, оставив первое под присмотром матери и парламента.

При французском дворе, самом блистательном в Европе, Мария больше десяти лет жила, как в прекрасной сказке. Ей дали блестящее образование. Помимо французского, английского, немецкого и испанского языков девочка изучала латынь и греческий (как и ее родственница, принцесса Маргарита, будущая знаменитая королева Марго), прекрасно знала древнюю и современную поэзию, неплохо музицировала, обворожительно танцевала и обладала безукоризненными манерами. С будущим женихом, болезненным и застенчивым, у нее сложились самые теплые отношения, будущие свекор и свекровь ее баловали, придворные – обожали.

Двор, где выросла и получила воспитание Мария Стюарт, был не только самым великолепным, самым изящным, самым весёлым в Европе, но и  самым развращённым: король открыто проводил ночи у своей фаворитки Дианы де Пуатье, успевая уделить время и законной супруге, которая родила ему десятерых детей и обеспечила династии четверых наследников. Своих целей королева Екатерина частенько добивалась с помощью «летучего отряда фрейлин», в который отбирала самых красивых женщин и девушек при дворе. Так что слово «целомудрие» было, мягко говоря, не в ходу, даже принцессы, будучи уже обрученными с титулованными женихами, имели любовников из среды придворных.

 Нет ничего удивительного в том, что для выросшей в такой обстановке Марии всю жизнь на первом месте были чувства, а уже потом (и то не всегда) – рассудок. Но, в отличие от своих будущих невесток, всерьез юная королева шотландская мужчинами не интересовалась, только слегка флиртовала, так что вскоре она стала настоящей жемчужиной при французском дворе, ей посвящали стихи Лопе де Вега, Брантом, Ронсар.

Много позже Мария с тоской будет вспоминать эти годы, как самые счастливые в своей жизни. Ей было пятнадцать лет, когда она пошла под венец с дофином Франциском, и это, безусловно, был брак по любви, пусть и детской. А через два года король Генрих погиб из-за несчастного случая на турнире, и Мария Стюарт-Валуа в семнадцать лет стала французской королевой, оставаясь и королевой Шотландии. Третья корона должна была украсить ее очаровательную головку совсем скоро:  английский король Эдуард скончался совсем юным, его старшая сводная сестра Мария была очень больна, следующей наследницей по праву числилась ее двоюродная племянница – королева шотландская и французская…

Брак Марии оказался счастливым, хотя и очень недолгим. Фактически, это было продолжением детской дружбы. В 1558 году, через год после свадьбы, она объявила себя королевой Англии – Мария Кровавая скончалась. Но англичане-протестанты решили иначе и возвели на трон Елизавету I, которая, по правилам католической церкви, считалась незаконнорожденной. Ни у Шотландии, ни у Франции на тот момент не было сил, чтобы возложить на голову законной наследницы престола английскую корону. Ограничились тем, что внесли ее в герб французской королевской четы, и это был первый камушек преткновения в отношениях между Марией и Елизаветой.

Следующий год стал переломным в жизни «королевы трех государств». Летом 1560 года скончалась Мария де Гиз, правившая Шотландией королева-мать, а в декабре – молодой супруг Марии король Франции Франциск II, умерший из-за нарыва в ухе, который лейб-медики не решились оперировать. В восемнадцать лет Мария Стюарт стала «белой королевой» - вдовой.

Теперь перед ней было два пути: остаться во Франции и до конца дней носить королевский белый траур, или вернуться в Шотландию и взять в свои руки бразды правления страной, в которой верховодили протестанты. Она выбрала второй путь только потому, что не представляла себе жизнь во вдовьем затворничестве, без развлечений, музыки, танцев.

Заливаясь слезами, Мария простилась с Францией, где прошли лучшие и счастливейшие годы ее жизни. Она словно предчувствовала, что больше никогда не ступит на французскую землю: долго вглядывалась с палубы корабля в удалявшийся берег и шептала: «Прощай, Франция!..»

В августе 1561 года Мария Стюарт прибыла на родину, где ей совсем не были рады. Шотландией правил парламент, который находился под сильным влиянием Англии. Члены парламента, не стесняясь, говорили:

- Королева Елизавета позаботилась о безопасности и свободе Шотландии, и потому королевство обязано ей более, чем своей собственной государыне.

Молодой королеве пришлось быть очень осторожной. Она вынуждена была признать протестантизм официальной религией, но в то же время сама осталась католичкой и продолжала поддерживать связь с папой римским. В целом, ей удалось добиться политической стабильности в стране – в основном, потому, что она не столько правила, сколько царствовала, и ее терпели, пока она никому не мешала.

Мария Стюарт привыкла к тому, что быть королевой – это принимать всеобщее восхищение и поклонение, сидеть на троне и милостиво улыбаться подданным. Она понятия не имела о политике, да и не слишком стремилась это понимать. Балы, турниры, поэтические вечера, конные прогулки…

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены