В моем конце мое начало

Денис Логинов|8 Декабря 2015, 15:53
  • В закладки
  • Вставить в блог

Обо всем этом в суровой Шотландии пришлось быстро забыть. То есть балы превратились в танцевальные вечера в личных покоях королевы, стихи писала она сама – соперников у нее практически не было, музыкальные вечера ограничивались пением и игрой на лютне секретаря королевы, итальянца Давида Риччо. Недостатка не было разве что в конных прогулках – Мария любила вихрем носиться по вересковым пустошам Шотландии. Но и эти невинные развлечения подвергались суровому осуждению в проповедях протестантских священников.

Тем не менее, все было почти хорошо вплоть до 1565 года. Руки молодой вдовы с таким приданым, как королевство, искали многие знатные и даже коронованные особы. Но она категорически отвергала возможность связать свою жизнь с протестантом, а претендентов-католиков ненавязчиво устраняла ставшая королевой Англии  Елизавета I. Эта расчетливая и хладнокровная женщина желала выдать шотландскую королеву за человека, близкого к английскому двору и представляющего интересы. Однако жизнь повернулась так, как никто этого не ожидал.

Шотландская королева влюбилась. Она вообще была очень романтической особой, а брак с юным французским королем только укрепил ее во мнении, что семейная жизнь – это совместное чтение стихов и прогулки по саду. Ну, еще совместное сидение на троне в особых случаях. Поэтому выбрала она опять почти мальчика – своего кузена, хорошенького и пустоголового Генриха Дарнлея-Стюарта, которому только что исполнилось девятнадцать лет. Протесты советников были высокомерно проигнорированы, гнев королевы Елизаветы – также.

В июле 1565 года состоялась свадьба, никого, кроме новобрачных, не порадовавшая. Никаких выгод для государства такой союз не имел и не мог иметь, зато испортил отношения со многими влиятельными особами, желавшими стать супругом шотландской королевы. Марии было все равно – она потеряла голову от высокого и стройного мальчишки, на три года моложе нее самой, не обладавшего ни особым умом, ни высокими душевными качествами. Красивое пустое место, но с огромными амбициями.

К тому же женщина в королеве еще не проснулась. Первый брак был таковым лишь по названию: из-за юного возраста и неопытности обоих супругов. Вторая попытка оказалась вообще плачевной: Мария по-прежнему была неопытна и невинна, а ее молодой супруг привык иметь дело со служанками. В лучшем случае – с горничными своей матери. Так что союз оказался крайне неудачным. Через считанные месяцы Мария поняла, что совершила огромную ошибку, и уже с трудом переносила  молодого супруга.

Все больше времени она проводила со своими советниками – католиками- иностранцами. Это обеспечило ей преданность мелких шотландских дворян и одобрение папы римского. Но… в пику жене, Генрих Дарнлей собрал вокруг себя довольно сильную протестантскую группировку, противившуюся всем начинаниям королевы и ее указам. Король-консорт возмечтал стать настоящим королем, не имея для этого никаких данных.

К сожалению, необдуманный брак оттолкнул от королевы её иностранных союзников и ещё больше испортил отношения с Англией, точнее, с королевой Елизаветой. «Девственница на престоле» пришла в ярость, когда узнала, что Мария Стюарт беременна. Никакой политики, чисто женские эмоции, но от этого еще более опасные.

Беременность королевы повлекла за собой трагедию. Гордый супруг, возомнив себя настоящим мужчиной, раз он оказался способным иметь потомство, приревновал королеву к ее секретарю и музыканту Давиду Риччи. Итальянец отличался умом и воспитанием, именно с ним Мария частенько обсуждала государственные дела, не считая необходимым привлекать к ним мужа, об умственных способностях которого была все более и более невысокого мнения. Это взбесило амбициозного и недалекого мужчину.

В марте 1566 года, находясь на 6-м месяце беременности, она как всегда сидела вечером в своих покоях и обсуждала текущие дела с секретарём. Внезапно в комнату ворвалась толпа вооруженных людей, во главе с Генрихом Дарнлеем. Давида Риччи убили на глазах у беременной королевы, нанеся ему свыше пятидесяти ножевых ранений. Никаких обвинений при этом не прозвучало, итальянца просто зарезали по приказу венценосного ревнивца, который, не скрываясь, гордился тем, что «поставил супругу на место». Мария действительно вела себя с ним на людях подчеркнуто почтительно, правда, постепенно, под разными предлогами, приказала арестовать и казнить всех, кто участвовал в резне. В результате король-консорт потерял всех друзей.

Более того, его стали откровенно презирать и протестанты, и католики. Пришлось покинуть столицу и поселиться в небольшом особняке в пригороде с горсткой слуг. Генрих надеялся, что, родив ребенка, его жена станет прежней и все ему простит. Королева тоже ждала родов, но совсем по другой причине: она поклялась отомстить мужу.

19 июня 1566 года Мария Стюарт разрешилась от бремени сыном, получившим при крещении имя Яков – будущим королем Шотландии Яковом VI и королем Англии Яковом I. Отца ребенка даже не пригласили на крестины: жажда мести сменилась у королевы презрительным равнодушием, а затем… новой любовью, которая стала притчей во языцех всех европейских королевских дворов.

Оправившаяся и расцветшая после родов, молодая королева на сей раз обратила свое внимание не на изнеженного мальчика, а  на настоящего мужчину, лорда Джеймса Хепберна, графа Босуэла. Да, позже она пыталась в своих «Письмах из ларца» оправдаться тем, что сначала стала жертвой желания мужественного лорда, а уже потом пришла любовь.

Великий романтик Стефан Цвейг в книге о Марии Стюарт не пожалел самых красочных эпитетов для определения этой страсти. С его точки зрения – это стихия, вулкан, двенадцатибалльный шторм, неподвластные ни контролю, ни разуму. Но он основывался в своих умозаключениях на стихах влюбленной королевы, а стихи вообще – очень ненадежные свидетели, как и сочиняющие их в состоянии экстаза. Экстаз проходит быстро, стихи порой живут очень и очень долго, порождая все новые гипотезы об их создателе.

Мария впервые в жизни полюбила по-настоящему и была совершенно ослеплена и оглушена новыми ощущениями. Единственное желание – сочетаться с новым возлюбленным брачными узами, тем более что он не только прекрасный любовник, но и умный политик, прирожденный государственный деятель.

Увы, королева замужем, а лорд Босуэл – женат. И если влиятельный аристократ мог развестись сравнительно легко, то для королевы-католички развод был невозможен. Равнодушие и презрение к законному мужу сменилось ненавистью: от Дарнлея следовало избавиться любыми средствами.

Политика Марии Стюарт все более начинает определяться её чувствами, прежде всего, страстью к Босуэлу. Генрих превратился лишь в досадное препятствие, которое необходимо преодолеть. Как – неважно.

10 февраля 1567 года при таинственных обстоятельствах взорвался дом, где жил после убийства Риччи Дарнлей, а сам он был найден задушенным во дворе. По-видимому, злоумышленники спешили: тело следовало оставить в горящем доме, чтобы надежнее скрыть следы преступления. До сих пор неясно, участвовала ли королева в организации убийства своего мужа. А вот участие в заговоре лорда Босуэла более чем вероятно: он расчищал себе путь к руке королевы Марии.

Но общественное мнение всю вину возложила на королеву, которая и не подумала оправдываться, а через три месяца, 15 мая, пошла под венец со своим любовником.  Этот брак с вероятным убийцей короля лишил Марию Стюарт всякой поддержки в стране, чем немедленно воспользовались лорды-протестанты. Они организовали «конфедерацию» лордов и, собрав значительные военные силы, подавили не слишком сильное сопротивление королевских войск, захватили Марию Стюарт в плен и вынудили подписать отречение от престола в пользу своего сына Якова VI.

Произошло это 15 июля – ровно через два месяца после свадьбы. Из всех браков Марии Стюарт третий оказался самым коротким.

Регентом страны на время несовершеннолетия короля был назначен граф Морей. Босуэлу удалось бежать из Шотландии, но то ли в Норвегии, то ли в Дании его арестовали, он провел в тюрьме десять лет и умер, так и не увидев больше свою супругу – уже не королеву, а фактически пленницу шотландских лордов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены