В апреле 1915 года на Охтенском заводе произошёл колоссальной силы взрыв. Отец сейсмологии Б. Б. Голицын, изучавший сейсмограммы сейсмической станции, на которых запечатлелись колебания земной коры, вызванные этим взрывом, уже тогда предложил использовать мощные взрывы для исследования внутреннего строения земного шара.
Наиболее важные данные об этом строении даются землетрясениями.
Но хотя землетрясения и представляют собою весьма частое явление, научные данные, собранные в результате их, не удовлетворяют учёных. Наибольшую трудность представляет нахождение той точки, откуда началось движение. Определение времени начала землетрясения и положения его очага, несмотря на самые совершенные приборы, всё же страдает значительными неточностями. Зато в случае искусственного землетрясения - мощного взрыва - учёным все эти данные известны абсолютно точно. Временные сейсмические станции, предназначенные для наблюдения эффекта взрыва, заранее хорошо приготовляются: учёные выбирают для них наиболее подходящие места, оснащают их приборами, нередко специально сконструированными для изучения взрыва данной силы. Применение быстродействующей записывающей аппаратуры и передача сигналов времени по радио повышают точность наблюдений более чем в сто раз.
Самый большой искусственный взрыв в мире был произведён в 1936 году в Коркине, вблизи Челябинска. Там были взорваны 2 тысячи тонн аммонала. В результате обработки полученных сейсмограмм удалось значительно расширить и пополнить наши представления о строении земной коры в районе Урала.
С тех пор техника изучения искусственных землетрясений шагнула далеко вперёд.
Выполнение широчайшей программы строительства в послевоенной сталинской пятилетке сопровождается переделкой «лица земли». И здесь во многом помогает человеку сила взрыва большой мощности. Так например, строя гидроэлектростанцию на реке Куре, люди отводят русло реки в сторону, разрушая громадные скалы.
Заранее зная о грандиозных взрывах в районе Мингечаура, сейсмологи Союза приготовились к изучению сейсмических волн, вызванных этим искусственным землетрясением. Особенностью мингечаурских взрывов является то, что их решили производить с нарастающей мощностью.
Сейсмологический институт Академии наук СССР и Институт физики и географии Академии наук Грузинской ССР в конце 1946 года организовали на мингечауровском строительстве специальную экспедицию под руководством Е. А. Коридалина.
Первый взрыв, когда одновременно были подорваны 260 тонн взрывчатых веществ, произвели в начале прошлого года.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.