Календарь «Смены»

опубликовано в номере №499, март 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Март

Международный женский день

Каждый год 8 марта трудящиеся мира отмечают традиционный праздник женщин. Инициатива в праздновании этого дня принадлежит известной революционерке Кларе Цеткин, по предложению которой международная конференция социалистов в Копенгагене приняла в 1910 году решение объявить 8 марта ежегодно днём смотра сил женщин - работниц, готовых бороться за освобождение женщин от ига капитализма.

Зачем же понадобилось устраивать специальный женский международный день? Разве у трудящихся женщин не общие интересы с интересами всех трудящихся? В. И. Ленин так отвечал на этот вопрос:

«...женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во - первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не даёт; во - вторых, - и это главное - они остаются в «домашнем рабстве», «домашними рабынями», будучи задавлены самой мелкой, самой чёрной, самой тяжёлой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне - семейного хозяйства» (Соч. Т. XXVI, стр. 193).

Величайшим историческим завоеванием советского строя является то, что советская женщина, освобождённая от капиталистической кабалы и домашнего гнёта, стала полноправным членом коллектива могучего социалистического государства. Под руководством партии Ленина - Сталина женщины активно участвовали в революционном завоевании советской власти, в самоотверженном труде в годы мирного строительства, в героической защите Родины в Великой Отечественной войне и ныне вместе со своими отцами, мужьями, братьями и сыновьями успешно борются за построение коммунизма в нашей стране.

Международный женский день 8 марта 1348 года наша партия проводит под знаком мобилизации всех сил трудящихся женщин на выполнение послевоенной сталинской пятилетки в четыре года. Партия призывает советских женщин быть и впредь в передовых рядах борцов за высокие темпы социалистического хозяйства, за быстрейшее преодоление послевоенных трудностей, за дальнейшее повышение материального благосостояния и культуры советского народа. В день смотра сил советских женщин они отвечают своей родной партии, что считают для себя великим счастьем и почётом оправдать сталинское доверие и готовы и впредь отдавать свою энергию и творческие силы на дело дальнейшего процветания советского Отечества.

В Советской стране день 8 марта - праздник творческого труда свободной советской женщины.

М. Н. Ермолова

Во многих постановках старого русского театра было такое странное амплуа - танец «у воды», - исполнение которого поручалось обычно начинающим актёрам.

Великая русская артистка Мария Николаевна Ермолова впервые появилась в Большом театре, танцуя «у воды». В этой роли она выступала сравнительно долго. Известный тогда артист Самарин пророчил ей самую обыденную судьбу на сцене: «Никогда актрисой стать не сможет. Пусть продолжает танцевать «у воды»...».

Но Ермолова была уверена в своём таланте. Она жила мечтой стать «первой актрисой», и, причём, непременно на «Малой сцене». Она изучала роли ведущих актрис, перенимала всё лучшее, что было у них, готовясь в любую минуту, как только представится случай, выйти на подмостки.

Наконец такой случай представился. Заболела любимица публики Гликерия Федотова. Вести главную роль было некому. Постановщик спектакля решил пойти на риск и выпустил на сцену никому не известную Ермолову. Успех молодой актрисы был огромный.

После случайного дебюта, вызвавшего бурный восторг публики и злобное шипение завистников, М. Н. Ермолова смело пошла своим путём. Теперь уже редкая премьера проходила без её участия. С каждой постановкой возрастала известность талантливой актрисы.

За свою театральную деятельность Ермолова сыграла почти триста ролей. Она чудесно передавала образы и древнегреческой поэтессы, и русских купчих, и Жанны Д'Арк, и крестьянок, и римских патрицианок...

«Ермолова - самый замечательный тип русской актрисы и женщины, - писал Вл. И. Немирович - Данченко. - Гений Ермоловой внёс в русскую жизнь много света... Не одна учительница в дымной, угарной избе отдыхала, вспоминая Ермолову в её простых и героических ролях, и с новой силой бралась наутро за своё дело, у многих светлело на душе при воспоминании о звуках её голоса, родных, простых, сильных и глубоких... Много было, есть и будет отличных артистов на всех сценах мира, но только те артисты имеют право на общественное значение, которые, кроме таланта, носят в себе глубокую и неразрывную связь со своим народом...»

Ермолова выступила на сцене в очень трудное для русского театра время. Администрация театров, принимая пьесы, рассчитанные на дешёвый эффект, заставляла лучших артистов тратить силы на исполнение скучных, бледных ролей. Артистке приходилось создавать образ заново.

Ермолова силой своего огромного таланта так глубоко захватывала образ, что те рамки, в которых пьеса по своей концепции ставила этот образ, оказывались узкими, маленькими. Пьеса, по меткому определению Немировича - Данченко, «трещала по швам от силы её таланта...»

И только в годы советской власти особенно ярко и многосторонне проявился талант артистки. С новым блеском своего неистощимого дарования Ермолова выступала перед жадно слушавшими её солдатами, жителями далёких окраин, студентами столичных и провинциальных вузов.

Пятидесятилетие со дня рождения артистки было отмечено так, как не отмечался, пожалуй, ни один артистический юбилей в мире.

Второго мая 1920 года артисты всех московских театров во главе с Малым подошли к дому Ермоловой. Артистка стояла на балконе. «Ермолова - наше знамя». - написано было на стяге, который несли её товарищи - артисты Малого театра. В этот день Совет народных комиссаров Союза ССР присвоил М. Н. Ермоловой звание народной артистки республики.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Две новеллы

Возьми себе, товарищ...

Соревнование

Рассказ