Сказать по правде, приехав в Каховку, Иван Скляр был несколько разочарован. Окончив школу ФЗО монтажников, он ехал сюда с твёрдым намерением сразу приняться за строительство гидростанции. Но почему-то в управлении «Днепростроя» с ним завели разговор о строительстве столовых, магазинов, бань, общежитий - нового города в Ключевой.
- А как же с гидростанцией? - нахмурился Иван.
- Гидростанция пока у геологов, - ответил ему начальник отдела кадров. - Пока будем отстраивать жилой фонд, они как раз закончат изыскания: определят створ плотины, подберут место для Каховского моря... А после этого уже будем строить гидростанцию...
- Ничего, товарищ начальник, - сказал кто-то за спиной Ивана, - мы подождём. Я вот гидротехникум во Львове окончил... Сразу бы мог поехать на Волго-Дон. И ребята звали: «Поедем, Ганев!» А я говорю: «Езжайте, у меня заветная стройка - Каховка!» Я из Ново-Троицкого колхоза. Может, слыхали? Канал на Асканию-Нова как раз, говорят, через наш колхоз поведут... А пока давайте любую работу!
Иван Скляр встретился глазами со смуглым крепышом в синей куртке. «Что-то уж больно ты покладистый, парень!» - хотел сказать ему Иван. «А ты не очень меня рассматривай, - ответил ему твёрдый взгляд Павла. - Я для кого покладистый, а для кого и нет...» И нарочно спросил:
- Так какие будут распоряжения, товарищ начальник?
Начальник отдела кадров, высокий человек в сером костюме, внимательно посмотрел на юношей и сказал, что работать они будут в одной бригаде: Иван - бригадиром бетонного узла, а Павел Ганев - первым его помощником, мастером по бетону. Конечно, им сначала придётся немного подучиться этому делу. Что касается остальных членов бригады, то, чтобы не терять времени, их можно подобрать сейчас.
Он порылся в большой пачке писем, принесённых почтальоном, взял наугад один - другой конверт, развернул письма и прочитал.
- Вот, например, едет к нам старшина второй статьи моряк Дмитрий Козырев. Подходит? Отлично. А вот ещё один демобилизованный, комсомолец Николай Андриевский. Остальных подберёте сами из местных.
Из управления «Днепростроя» (снова есть такая организация на Днепре) оба молодых строителя вышли вместе. В городе было жарко, пыльно. Низенькие белые домики, раскинувшиеся по высокому берегу, не загораживали город от ветра, который дул с реки, и он свободно гулял по каховским улицам, взметая тучи пыли, шевеля алые полотнища. На каждом из них были написаны имена лучших строителей Каховки: арматурщика Беляева, слесаря Говенко, электросварщика Дудка.
- А что же, - повеселев, сказал вдруг Скляр, - я вижу, здесь настоящие орлы собрались!
Они прошли немного по главной улице. Наконец и первый стройучасток. В настежь распахнутые ворота всё время спешили грузовики. Они везли с пристани доски, брёвна, рамы, стекло; из Ключевой, где был главный товарный причал, доставляли цемент; из херсонских степей, которые раньше других должны были получить днепровскую воду, грузовики везли строительный ракушечник. В распахнутые ворота виднелся бетонный узел. Бетон выдавался по жёлобу в кузова полуторатонок, которые подъезжали к заводу одна за другой.
- Вот здесь и будем трудиться! - сказал Иван своему помощнику.
Вскоре у Ивана Скляра и Павла Ганева, вернее, у всей молодёжной бригады с бетонного узла, началась кипучая жизнь строителей, радостная и тревожная. Эту необычную приподнятость строители не замечают, но зато человеку, только что попавшему в Каховку, это бросается в глаза сразу. Прошёл месяц, и Иван Скляр обжился. На площадке строились жилые дома, новый магазин, столовая, школа. Окраина Каховки росла: строился посёлок. На Виноградном холме в Ключевой также выросло несколько новых домов будущего города. Всё это предназначалось для тех многих тысяч строителей, которые приедут скоро сюда, чтобы построить плотину, гидростанцию, водохранилище. Это даст воду трем миллионам гектаров засушливых земель Украины и Крыма.
Вскоре бригада Ивана Скляра стала одной из лучших на строительстве.
Народ в бригаде подобрался дружный. Как бы ни ускоряли каменщики темпы своей благородной работы, комсомольцы с бетонного узла никогда их не подводили. Раствора всегда было в избытке. Особенно хорошо работал в бригаде бывший моряк Дмитрий Козырев. Ежедневно он давал по триста двенадцать замесов вместо положенных двухсот шестидесяти. Вся бригада в целом давала за месяц не меньше 250 процентов плана.
Сегодня Иван Скляр взволнован новостью, которую ему сообщил секретарь комсомольского комитета Псарёв. В Каховку едут шефы из кировоградского завода «Красная звезда». Они везут договор на соревнование. Иван побежал посоветоваться со своим помощником, но Павлуша Ганев сообщил ему другую новость: шефы уже выехали в Каховку, и завтра в шесть утра нужно встречать их на пристани.
Каховцы решили устроить шефам торжественную встречу. Гости привезли свои дорогие рабочие подарки: столярные и слесарные инструменты сверхотличного качества, сделанные из сэкономленного материала во внеурочное время. Кроме того тридцати пяти лучшим строителям, о которых было известно из газет и из писем, шефы тоже хотели сделать подарки. Для этого они привезли патефоны, радиоприёмники, библиотечки, музыкальные инструменты. На вечере в клубе под торжественный марш оркестра самодеятельности решено было огласить условия социалистического договора, заключённого между строителями Каховки и рабочими Кировограда.
Перед обедом на бетонный узел Скляра ещё раз забежал секретарь комсомольского комитета и велел Ивану сейчас же идти в новую гостиницу, где остановились шефы:
- Потолкуешь насчёт соревнования. Только имей в виду: перед шефами не зазнавайся...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.