По широкой асфальтированной магистрали, соединяющей Москву со старинным русским городом оружейников Тулой, в обе стороны движется множество автомобилей. Идут грузовики, мчатся большие красивые автобусы с табличками «Москва - Тула», комфортабельные такси.
Нынешним летом на этом шоссе частенько можно было встретить длинные вереницы велосипедистов. Низко пригнувшись к рулям своих машин, они проносились на большой скорости.
Ещё весной началась подготовка к интереснейшему соревнованию сезона - многодневной велосипедной гонке по маршруту Москва - Харьков - Москва общим протяжением в 1 381 километр. К участникам такого рода состязаний предъявляются серьёзные требования. Прежде всего отличная физическая закалка. Ведь придётся идти и в изнурительную жару, и в дождь, и против ветра, придётся преодолевать затяжные подъёмы, по многу часов не слезая с машины.
Многодневная гонка - Командное соревнование: помимо личных достижений, нужно было выработать чувство коллективизма, чувство локтя. Поэтому во время тренировки значительное место заняла групповая езда. Тут же спортсмены, особенно молодые, постигали искусство тактики: когда лучше сделать бросок или принять темп, предложенный противником. Ведь в гонке придётся быть всё время начеку, чтобы тактические уловки противника не застали врасплох.
Команда велосипедистов Центрального Дома Советской Армии была составлена главным образом из молодых, ещё недостаточно опытных спортсменов. Исключение составляли лишь известные гонщики Алексей Кондрашков, Сергей Вершинин и Константин Криушевский.
Армейские велосипедисты начали подготовку ранней весной. Длина маршрутов увеличивалась. И наконец скоростной пробег Москва - Тула протяжением в 170 километров стал обычным делом. Завершением подготовки явилась тренировочная гонка от Москвы до Харькова и обратно.
Это трудное испытание все выдержали с честью, в том числе и самый молодой гонщик в нашем коллективе, Василий Чернов.
Мы знали, что Чернов не участвовал в гонках на длинные дистанции, но у него было хорошее качество - умение делать резкие рывки. Это умение он приобрёл, выступая на треке.
Василий Чернов тренировался, не щадя сил. За время подготовки к гонке он проехал пять с половиной тысяч километров. Наконец все приготовления были окончены, и шесть команд взяли старт под Москвой на 11-м километре автомагистрали Москва - Симферополь.
Велосипедист, имеющий лучший результат после каждого этапа, в дальнейшем продолжал состязание в оранжевой майке лидера.
В Орле первым финишировал Чернов. Утром следующего дня он стартовал в майке лидера.
В Харькове закончилась первая половина состязания сильнейших велосипедистов. Чернов занял третье место. Лидеру гонки таллинскому спортсмену из команды профсоюзов Рудольфу Гамму он проиграл 4 минуты 28,5 секунды.
На этапе Харьков - Курск Тамм терпит одну за другой неудачи - два прокола камеры. Лидером становится ереванец Логос Давидян. Кстати, этот опытный динамовский велосипедист не выиграл ни одного этапа, но по сумме времени Давидян на первом месте. Чернов проигрывает ему 2 минуты 27 секунд. Борьба разгорается.
В Орле Чернов первым заканчивает этап. Лидерство сохраняет Давидян. Чернов отстал на 23,5 секунды. В Туле Чернов опять надел оранжевую майку.
В столице первым финишировал молодой спортсмен из команды ЦДСА Валентин Земнухов. По сумме времени общее первое место занял Василий Чернов, пройдя 1 381 километр за 42 часа 26 минут 53,2 секунды. Он на 12,9 секунды опередил Давидяна.
Двадцатидвухлетний гонщик стал чемпионом СССР в труднейшем велосипедном состязании.
Василий Чернов - новое имя в летнем спортивном сезоне 1951 года.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.