В Ленинграде, на Васильевском острове, трамвай быстро летит по длиннейшему проспекту Пролетарской победы. Конец этого проспекта упирается в скованный льдом залив, тот залив, в глубинах которого будет стоять на - страже нашей стройки комсомольская подводная лодка.
Налево - длинное красное здание.
Войдемте, и вы удивитесь, как здесь светло и уютно. Не забудьте, что в этом здании когда - то была царская казарма, темная, мрачная, всем своим видом напоминавшая о суровой, палочной дисциплине.
Первые комсомольские подплавцы сделали эту казарму неузнаваемой.
В 1905 г., когда установился современный тип подводной лодки, и была открыта та школа, которая была раньше. Собственно, это было больше чем школа. Это был учебный отряд, имевший ряд учебных подводных лодок. Помещался он в Либаве... Сменив два помещения в Петрограде, отряд перекочевал в Ревель. Здесь его и застала Февральская революция.
А к октябрю 1917 г., сделав последний выпуск, учебный отряд подводного плавания, не имевший к тому времени ни подводных лодок, ни даже классного оборудования и пособий, перестал существовать.
... И когда, 31 декабря 1918 г., командование Балтфлотом издало приказ об организации Школы подводного плавания, оказалось, что никакого наследства школа от старого не имеет, что нет ни помещения, ни прекрасных кабинетов, какие получили от своих предшественников другие наши школы.
Старые подводники сумели провести сквозь революционные грозы сотню экземпляров учебников по электрике да пару чертежей.
С этим имуществом в январе 1919 г. и начались занятия школы в помещениях военно - морского училища. К началу занятий школа имела 137 учеников, набранных из красноармейцев и «вольных».
А через несколько месяцев - 18 мая - весь состав школы идет на эстонский фронт, откуда возвращается через месяц, чтобы в октябре уйти на Юденича, оторвавшись снова на месяц от учебы.
Пока школа делила свое время между занятиями и фронтами, ей пришлось перейти в мрачное, заплеванное здание бывшей 8 - й гимназии.
Взрослых людей запихали за маленькие, детские парты в нетопленных месяцами классах, вокруг которых замерзло все.
В 1921 г. школа вздохнула свободнее. Стало полегче. Появились дрова, не в изобилии, правда, но в количестве, достаточном, чтобы в классах не мерзла вода. Не особенно еще сытно было, но посытнее, чем в предыдущие годы. Материальный базис, таким образом, учебе благоприятствовал.
Не плохо было и с учебными пособиями: спасенные 100 учебников еще не истрепались. Трудно, правда, было другим специальностям обходиться без учебников. Но хорошо, хоть одна их имела. Была и бумага. Затерянными историей способами достали ее подводники где - то несколько рулонов.
Благоприятные условия (по тому времени, конечно) сказались и на успешности. Выпуск 1922 г. дал уже добрую порцию специалистов. Этот 1922 г. положил начале организованной учебе. Школа начала сколачивать кабинеты, стаскивать из кладовых порта разные приборы и механизмы.
В этом же году школа получила новое более благоустроенное помещение на Лоцманской улице.
Пройдите теперь по богатым кабинетам школы, по шумящим мастерским ее, пройдите и низко поклонитесь тем, кто десять лет создавал кузницу советских подводников: кабинеты и мастерские Школы подводного плавания не хуже, чем у других школ, а ведь начались они с двух пустых шкафов, сотни учебников да пары чертежей.
Не поленитесь пройтись по обширному зданию школы подводного плавания.
Вот библиотека, а вот - читальня. Просторно! В прошлом году этого еще не было. Было только тесное книгохранилище.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.