По трапу спускаемся в кают - компанию матки подводной лодки.
- Вы удачно пришли к нам, товарищи. Сейчас будем обедать.
Пока мы смакуем и расхваливаем действительно прекрасный флотский борщ, мы вдыхаем сладко - кисловатый запах испеченного здесь же на корабле флотского хлеба, командир соединения подводных лодок, старый, видавший виды подводник, го - корит:
- Вас интересует, какое значение имеют подводные лодки для Красного флота, задачи которого уже задач империалистических флотов. Красный флот готовится только к обороне советских побережий, а не к захвату чужих территорий.
Для обороняющего флота подводные лодки имеют особенно большое значение. Заняв позиции в море, на пути к нашим берегам, подводные лодки должны будут бдительно следить за морской поверхностью и, в случае надобности, атаковать всякий подозрительный корабль.
Через узкий люк, толстая крышка которого откинута кверху, показывая крепкие запоры и узкую полоску резины по краям, попадаем во внутрь этой сигары.
Мы - в кормовой чисти лодки. В ее машинном отделении. А вот и инженер - механик лодки, хозяин этих сложных двигателей. Не удивляйтесь, если узнаете в нем одного из бывших членов своей комсомольской организации.
Послушаем, что расскажет нам этот комсомолец.
- Подводная лодка строится из стали. Вы уже обратили внимание, что она имеет сигарообразную форму, наиболее удобную для плавания под водой: уменьшается сопротивление воды вовремя хода.
Как подводная лодка погружается под воду? Очень просто. Она имеет особые баки - цистерны. Наполняя эти баки водой, лодка становится тяжелее и погружается на нужную глубину.
Вот эти двигатели - дизели - служат лодке только для надводного хода. Когда же лодка погружается, дизели останавливаются, и мы включаем электрические моторы.
Ток дают нам аккумуляторы. Они вот тут внизу, под палубой, заряжаются аккумуляторы во время надводного хода от этих же моторов, которые тогда становятся динамо - машинами.
Идемте дальше. Вот наш камбуз. Видите - электрическая плита. Здесь мы готовим обеды во время дальних походов. А вот сердце подводной лодки. Здесь все управление. Отсюда командир руководит нашей работой во время хода. Все эти сложные приборы служат для определения глубины, скорости, нашего места и других необходимых для командования лодкой данных. Видите это круглое отверстие в «потолке». Во время хода там сидит командир. А ну, заберитесь кто - нибудь туда. Удобно? Очень!
- Теперь смотрите в эту трубку. Это нижний конец перископа. Что видите?
- Корабли... Гавань... Краснофлотцы...
- Это наш единственный глаз во время подводного хода. Стоит повредить перископ - и подводная лодка становится слепой. История знает не мало случаев, когда повреждение перископа снарядом или вследствие столкновения с кораблем вело к гибели подводной лодки.
Теперь осмотрим основное оружие подводных лодок - торпедные аппараты. Их несколько - и в корме, и в носу лодки.
Как видите, торпедный аппарат представляет собой длинную толстую трубу. В эту трубу вкладывается торпеда. Вот одна из них. Она напоминает своим видом миниатюрную подводную лодку. Ее длина - около 6 м. Каждая торпеда несет до 400 кг сильно взрывчатых веществ. Немудрено, что такая махина легко может разворотить борт корабля. В 1914 г. немцы двумя торпедами попали в русский крейсер «Паллада», который моментально утонул.
Из торпедного аппарата торпеда выбрасывается сжатым воздухом. Как только она вылетит из аппарата, начинает работать ее мотор, который также приводится в действие сжатым воздухом. Торпеда может пройти самостоятельно около 9 морских миль (около 18 км.).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Подводная лодка Васьки Окуня