Из дневника бригадира комсомольской геолого-поисковой партии
Заночевал на неудобном скате горы.
Вечер. Где-то далеко глухо ревет марал, а вот где-то свистнул горный козел - тау-теке, а вот заухал сыч, пугливо взвизгнул ястреб, и все это слилось в общую симфонию ночи. Луна озарила верхушки темных силуэтов гор, а через 20 минут осветила и наш лагерь. Как будто окаменевшие под седлами стоят лошади... Пирамидальные ели бросают длинные тени на наш лагерь, на голубую палатку и бушующую горную речку.
вечера. Вымокли насквозь. Наши ботинки превратились в жидкую, киселеобразную массу. Весь вечер сушились у костра. Разговорились с проводником. Он рассказал много интересного...
... Знают горы только 5 - 6 бедняков - казахов. Они издавна кочуют здесь со своими стадами по неудобным высокогорным «джайлау» («джайлау» - по-русски пастбища). Когда-то они были загнаны сюда, о эти «Джамантау» (плохие горы), баями, захватившими в свои руки лучшие предгорные и степные пастбища.
«Джалан-джайлау» - плохое пастбище. «Кши-джайлау» - маленькое пастбище. «Суок-джайлау» - холодное пастбище. «Су-джок» - воды нет. «Кайтас» - много камня, «Джиланды-джайлау» - змеиное пастбище» и т. д. Что и говорить, места невеселые!
День серенький. Небо покрыто белыми прозрачными облаками. Тепло. Приводим в порядок дневники и образцы. Сегодня идем в маршрут верхами. Прошли по М. Тышкану до выходов мраморов и... наткнулись на медное месторождение. Первая победа!
В русле реки нашел шлаки. Начал искать. Пришел к древним выработкам жил какого металла, сказать не могу, ибо ни одного куска металла не нашел.
Выехали всем лагерем на М. Тышжан, к выработкам. Только что успели поставить палатки, как разразилась гроза, продолжавшаяся около часа. Дождя не было, шел чистый град. Градины величиной до 2 см. Гроза разразилась очень сильная, брезент не выдержал, и палатку залило. После грозы сушились, и под вечер я сделал маршрут вверх по М. Тышкану, от лагеря до начала паровых снегов. Вернулся с насквозь промокшими ногами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.