Путь художника
Марии Владимировой, студентке третьего курса художественного института имени В. И.Сурикова, двадцать четыре года. Однако она уже успела окончить художественное училище памяти 1905 года и получить диплом художника-постановщика с правом работы в народных театрах, проучилась три курса на театрально-постановочном факультете Академии художеств в Тбилиси, после чего решила поменять профиль обучения — заняться живописью — и была зачислена в мастерскую замечательного живописца народного художника СССР Таира Теймуровича Салахова.
Обучение в таких различных по художественным направлениям учебных заведениях своеобразно преломилось в работах Марии Владимировой. Ее натюрмортам и пейзажам свойственны декоративность, несколько театральная резкая смена света и тени, четкий. иногда чуть жесткий контур, локальные яркие цвета, порой преувеличенное использование черного, который так любят многие грузинские художники, живописность и в то же время ясность формы. Конечно, говорить о Марии Владимировой как о сложившемся художнике рано, но у нее уже есть свой взгляд на мир, в картинах чувствуется свой подход к натуре, индивидуальность.
По-разному, порой с неожиданности, даже случайности начинается путь художника. Мария Владимирова родилась в семье, где искусством никто не занимался. Чаще всего увлечение начинается с какого-либо сильного впечатления. Сергей Образцов, например, рассказывал, как в детстве ему подарили тряпичную куклу, которую он полюбил и не расставался с ней даже взрослым. Художника Роберта Фалька в детстве поразила красота лоскутного одеяла кухарки, резкие, яркие краски потом долгое время присутствовали в его ранних работах. На Машу, когда ей не было еще и шести, огромное впечатление произвел пейзаж Клода Моне, изображающий мостик. «Виновницей» же раннего приобщения к живописи была бабушка. Вместо прогулок по улицам она предпочитала бродить с внучкой по залам Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. С тех пор любимым занятием Маши было рисование множества разнообразных мостиков. Так появился первый цикл рисунков.
Цикличность, то есть возвращение к одному и тому же мотиву, и сейчас свойственна Маше. Сюжеты с изображением всевозможных сосудов, ярких фруктов, разрезанных на части гранатов, живописно укутанных грузинских женщин повторяются на разных полотнах. Это объясняется постоянным, иногда мучительным желанием выявить новые, неуловимые прежде грани натуры, поиском новых композиционных и цветовых решений. Цельность, целеустремленность характера дали возможность Маше Владимировой не идти на поводу у модных сегодня живописных направлений, бьющих на эффект, а искать близкого себе по духу, по художническим воззрениям учителя; у которого можно не только научиться живописному мастерству, но чьи жизненные позиции помогают разобраться в искусстве.
— Мне нравится,— говорит она,— в искусстве и литературе четкость, открытость мысли и чувства. Не люблю дух отрицания, неприятия жизни. По-моему, искусство только тогда будет подлинным, если оно утверждает красоту человека, красоту мира, добро.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 70-летию со дня рождения К.М. Симонова
Наука — техника — прогресс
Повесть