В дебрях Приморья

• В закладки
  • Вставить в блог

От Советской гавани до Хабаровска. Окончание

Заканчиваемые печатанием очерки В. К. Арсеньева представляют собою интереснейший путевой дневник последней экспедиции В. К. Арсеньева по дальневосточной окраине СССР. В виду большого интереса читателей «В дебрях Приморья» выйдут в издательстве «Молодая Гвардия» отдельным расширенным изданием. Эта книга (размером в 8 печатных листов) будет дана приложением к «Смене» в новом году. В ответ на многочисленные запросы читателей сообщаем адрес Владимира Клавдиевича Арсеньева: Владивосток, Бестужевская, 35.

ОСМОТРЕВ местность с высоты «Чертовых скал», на основании целого ряда примет мы убедились, что находимся не в верховьях р. Мака, а в истоках р. Нефикцы. На второй день пути наш отряд достиг разсошины, где две речки сливались вместе. Здесь мы нашли чрезвычайно много рыбы. В какие - нибудь двадцать минут орочи поймали двух больших тайменей и штук пятнадцать крупных леньков. Когда речка стала многоводной, мы стали долбить лодки, на что понадобилось времени двое суток.

По зверовым тропам

В верховья Мухеня мы попали как раз во время изюбриного рева. Ночи были ясные, холодные. Луна с небесной высоты мягким сиянием озаряла великий лес. Олени слонялись по тайге и будили нас своими криками. Иногда к биваку приближались другие звери и пугали нас. Мы отгоняли их огнем, который поддерживали всю ночь. Специального караульщика мы не ставили, но каждый проснувшийся должен был подложить дров в костер.

Так спускались мы по р. Нефикце, чрезвычайно заваленной колодником, который надо было разбирать, стоя по колено и по пояс в воде. Время было позднее, а вода холодная, в особенности по утрам. Заломы встречались чуть ли не на каждом шагу. Люди сильно зябли и отогревались у костров даже в пол - день, когда солнце на небе достигало наибольшей высоты, положенной ему в это время года. Орочи работали топорами и разбирали бурелом руками. Естественно они поднимали большой шум и отгоняли зверей от реки. Тем не менее, мы все же имели свежее оленье мясо, которым и питались все время, пока шли по р. Нефикце.

17 сентября мы вышли на Мухень, и здесь около устья р. Алчи нашли еще одну базу. Весьма ненастная погода задержала нас на одном месте. Четыре дня лил холодный дождь. Мы устроились на галешниковой отмели в палатках и все время отогревались у огня. В это время года промокнуть и озябнуть хуже, чем зимою - сразу можно получить плеврит или воспаление легких.

Наконец, 21 сентября дождь перестал. Немедля ни мало, мы сложили весь свой незатейливый скарб в лодки и поплыли вниз по Мухеню. Надо было торопиться, надо было наверстать потерянные из - за дождя дни. Поэтому мы решили плыть весь день и всю ночь.

Уже потому, как окрасилось небо, когда солнце снизилось к горизонту, и по общему состоянию атмосферы видно было, что ночь будет холодная. Поэтому часов в шесть вечера мы переобулись и одели на себя все, что только было можно: одеяла, палатки и мешки порожние - все пошло в дело. Странный вид мы имели теперь, завернутые в грязные полотнища палаток и обмотанные веревками, чтобы они не оползали с плеч. Через час уже смеркалось совсем. Небесный свод сразу потемнел и украсился трепещущими звездами. Прибрежные деревья, склонившиеся над рекою оводом, образовали как бы туннель, залитый водою - блестящей, плотной и неподвижной, как смола.

Одна лодка отстала немного, а мы пошли вперед с намерением поохотиться на изюбрей, которые должны были еще отзываться на зов берестяного рожка.

Перед рассветом мы пристали к песчаной косе и развели большой огонь, около которого погрелись и напились горячей воды, а когда взошло солнце, поплыли дальше и к семи часам утра прибыли на р. Немпту.

Следующий день выпал ясный и светлый. Хотя солнце по-прежнему посылало лучи свои на землю, но они не давали уже тепла. Выбрав место поудобнее в зарослях тонкоствольного ивняка, мы поставили две односкатных палатки, посередине развели хороший огонь и завалились спать.

Последние усилия

27 сентября наш маленький отряд снялся с бивака и продолжал свой урочный путь. Мы поднялись по р. Немпту до правого притока ее Бяксор и здесь расстались с лодками совсем. Теперь нам предстоял еще один, последний, маршрут по болотам до высот, которые в виде невысокой лесистой гряды чуть виднелись на горизонте.

После столь длительного путешествия силы наши были подорваны, и потому переход через болота всем показался очень утомительным. И в самом деле! Котомки делались с каждым днём легче, а нести их становилось все труднее и труднее. Лямки сильно нарезали плечи. Всякая мелочь, вроде шкурки бурундука, положенная в котомку, давала себя чувствовать. Мы шли по зыбучему болоту. Путеводными нитями мам служили тропы, протоптанные сохатыми. Эти крупные животные чутьем угадывают, где можно пройти, чтобы не провалиться в «окна».

Мы выбивались из сил, потому что отдыхать можно было не тогда, когда этого требовал организм, а когда попадались редки, где можно было снять котомку и лечь на землю.

27 сентября мы подошли, наконец, к сопкам, отделяющим оз. Петропавловское от бассейна р. Немпту. Вдоль этой возвышенности проходит телеграфная просека и по ней - тропа к с. Анастасьевке.

Первый русский человек, которого мы встретили здесь, был производитель работ Переселенческого управления В. И.

Звегинцев. Он издали заметил каких - то подозрительных людей, пробиравшихся по лесу с котомками за плечами, и решил, что имеет дело с контрабандистами, но скоро все разъяснилось.

Весь путь от Советской гавани мы совершили целиной по лесу, имея под ногами листву, мягкую перегнойную почву, мох или болотную растительность. Это сказалось тотчас, как только мы вышли на дорогу с жестким каменистым грунтом: все сразу сбили себе ноги, и потому, не доходя трех километров до с. Анастасьевки, задолго до вечера должны были встать биваком. На другой день мы с трудом дотащились до деревни, где нашли приют и отдых. Один день был дан на отдых. 30 числа мы прошли селение Волконское, и 1 октября вступили в г. Хабаровск. Путь наш был окончен!

Весь маршрут длиною в 1.376 километров был пройден нами в 106 суток. Он распределился так; пешком с котомками на себе сделано 368 километров, а на лодках 1.010 километров. Экспедиция пересекла пять водоразделов. Всего в тайге оставлено 10 лодок, из числа которых четыре было куплено у туземцев, а шесть мы выдолбили сами.

• В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.