... На земле появился новый человек, новый советский гражданин. И с первых же дней своей жизни вместе с лаской родителей он ощущает ласку Родины. Государство заботится о том, чтобы он вырос здоровым и жизнерадостным, чтобы он получил образование, развивал свои способности и таланты. А когда он окончит школу и станет взрослым, перед ним откроются широкие дороги. Выбирай любую. Осуществляй свои мечты. Дерзай. Ты хозяин тех богатств, которые завоеваны отцами и дедами на октябрьских баррикадах. Тебе принадлежит все то, что создано предыдущими поколениями строителей социализма. Наследие, переданное тебе, ты должен сохранить и умножить. Велика и почетна твоя задача! Но чтобы выполнить ее, надо вооружить себя знаниями, надо воспитать в себе те черты характера, которые отличают советского человека: любовь к социалистической Родине, преданность делу партии, чувство коллективизма, жажду деятельности, готовность преодолеть любые трудности. Гражданин СССР - знаменосец новой культуры, новой морали. Ему присущи высокое благородство и цельность натуры. Он вырос в обществе, где нет антагонизма, где люди объединены стремлением к общей великой цели - к коммунизму, где человек человеку - друг, товарищ. Таких отношений, которые существуют между людьми в нашем обществе, ранее никогда не было ни в одной стране, ни в одном государстве. Эти отношения породила социалистическая действительность. Но мы знаем, что новое приходит не сразу, не вдруг и старое тоже не исчезает в мгновение ока. Поэтому мы сталкиваемся иногда с отдельными явлениями, не гармонирующими с нормами коммунистической морали и нашей советской этики.
Многие читатели, приславшие отклики на статью «Красота человека», пишут о том, что надо усилить борьбу со «стиляжничеством» (М. Запорощенко, К. Иванов и другие). Но они осуждают главным образом только «стиль» в одежде. Это неверно. То, как человек одевается, - лишь одна сторона вопроса. Следовательно, нужно смотреть глубже. Допустим, что некий юнец под влиянием критики перестал носить жел - токлетчатый пиджак с ниспадающими плечами, снял с себя галстук, на котором изображена висящая на хвосте мартышка, и постриг тарзанью гриву. Но изменился ли он при этом внутренне? От перемены пиджака до отказа от дурных привычек, вкусов и манер - большая дистанция. Суть в том, что «стиляги» - это прежде всего мещане, люди плохо воспитанные, чаще всего тунеядцы, люди, ничтожно мало или ничего не сделавшие для общества, но с большой претензией. Здесь очень полезно вспомнить слова А. М. Горького о том, что превращение порядочного человека в мещанина «начинается там, где человек, теряя сознание своей действительной социально - культурной ценности, дает широкий простор скрытому в нем древнему индивидуализму мещанина и кричит: «Я такой прелестный, оригинальный, неповторимый, а жить мне по воле моей не дают». Вот такие «оригинальные, неповторимые» люди, к сожалению, встречаются и сейчас. Доброго имени у них нет, они не заслужили его. Но им хочется заявить о своем «я», как - то выделиться. И они подчеркивают себя эксцентричным поведением, вычурной одеждой. При этом в одежде подражают некоторым западным образцам. Но заимствуют по невежеству своему не хорошее, а плохое. Это же относится и к музыке и к танцам.
Мне кажется, что читатели согласятся со мною. Не согласен будет только некто Якобсон, приславший раздраженное письмо из Ленинграда. Он считает, что «все эти дискуссии в журналах по поводу поведения и «хорошего тона» излишни» и что «надо подумать о прекращении травли так называемых «стиляг». Не хочет Якобсон придерживаться каких - либо общепринятых норм, кричит: «А жить мне по моей воле не дают!»
Мы должны огорчить «мятежного» автора письма и сказать, что «жить по своей воле» возможно только на Необитаемом острове, будучи на нем в единственном числе. Человек же, находящийся в обществе, придерживается принятых норм поведения, воспитывает свои личные вкусы в соответствии со вкусами общественными.
В прошлом номере «Смены» было опубликовано письмо читательницы Е. Олениной. Она рассказывала о грубоватом молодом человеке, которому ничего не стоит явиться на свидание с девушкой в спортивной майке, в шароварах и тапочках. Когда ему делают замечание, что этим он ставит девушку в неудобное положение, он отвечает: «А если так мне нравится?» Герой письма Е. Олениной убежден: «Только женщины могут глупо гнаться за модой, а настоящий мужчина должен быть верен своему «личному вкусу»: сам себе законодатель». Вот он какой, «анархист»! Тот же «стиляга», только наоборот. Человек, подводящий теоретическую базу под свою невоспитанность и малокультурность.
Надо заметить, что так называемым «настоящим мужчинам» посвятили свои письма многие читатели. Это не случайно. Мы нередко бываем свидетелями грубого, циничного отношения к девушкам, к женщинам со стороны молодых людей. Об одном из таких возмутительных фактов рассказывается в письме, которое переслал в редакцию Н. И. Подколдов (Кемеровская область, пос. Мазасе). Письмо написано его племянником Сергеем. Я приведу его полностью:
«Дядя Коля! Вы хороший человек и относитесь ко мне по - хорошему. Я уважаю вас и прошу написать, прав ли я. Речь идет вот о чем. Вчера после работы я остановился возле раскомандировочной. На штабелях шпал сидели ребята. Федька Мизунов, разболтанный парень, любитель выпить и пошуметь, бахвалясь, рассказывал им о том, как он обманул девушку. Наверно, он говорил о М... К... с соседнего стройучастка. Ребята его внимательно слушали и громко смеялись. Федька сказал: «Она говорит: ребенок будет. А я ей отвечаю: это меня не касается. Она: как же так, Федя? А я: вот так. С ребенком ты мне не нужна».
Я не выдержал и назвал Федьку подлецом и пошляком. Он презрительно взглянул на меня, надвинул шапку на брови и сказал: «А ты слюнявый романтик!» - и сплюнул. Ребята снова захохотали. Один из них даже польстил Федьке: «Ловко ты его отбрил!»
Я был поражен: никто не поддержал меня. А ведь я знаю, что многие из тех, кто присутствовал при этом, - хорошие парни. Я даже уверен: в душе они не согласны с Федькой, за глаза отзываются о нем неодобрительно, а к девушкам относятся хорошо, по - товарищески.
Но почему же они смеялись не над Федькой, а надо мной? Малодушие? Безразличие? Мне трудно понять».
Да, товарищи, которых Сергей называет «хорошими парнями», смалодушничали, безразлично отнеслись к чужой судьбе, явно попали под влияние пошляка и циника. Пока это влияние заметно лишь в том, что им представляет удовольствие сидеть и слушать грязную болтовню Мизунова. Вместо того, чтобы одернуть своего распоясавшегося дружка, осудить его, чтобы и сам он одумался и девушки знали, кто он такой, - вместо всего этого товарищи одобряют его поведение. Сегодня они ограничиваются «созерцанием» мизуновских похождений, завтра они могут пойти по его стопам. Так ведь и бывает иногда. Дурное заразительно. Юноша, еще не имеющий твердых, устойчивых взглядов на жизнь, не являющийся еще окончательно сформировавшимся человеком, вдруг начинает черпать «жизненный опыт» не там, где надо. Ему хочется поскорее стать взрослым, бывалым. И плохо, если рядом не окажется настоящего воспитателя, который направил бы молодого человека по верному пути. Таким воспитателем должен быть прежде всего отец. Меня спросят: а мать? Да, и мать. Но часто случается так, что сын, повзрослев, постепенно выходит из - под ее контроля и ей трудно бывает проникнуть в его «секреты». Воспитателями должны быть и старший товарищ по комсомолу, и мастер на производстве, и сосед по квартире. Неправильно поступают некоторые взрослые люди, когда они, заметив факты недостойного поведения того или иного молодого человека, становятся в сторонку и говорят: «Это же не наш Витенька (или Петенька). Пусть делает, что хочет». Так может сказать только обыватель, который видит не дальше стен собственной комнаты.
В продолжение этого разговора, мне кажется, надо вспомнить письмо Н. Кручинина. Он рассказал о неудачном браке тракториста Василия С. и доярки Марии П.: через год после свадьбы они разошлись. «Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос станет ясным, если вспомнить, какие отношения были у Василия и Марии еще до того, как они поженились». Василий часто приходил на свидания в нетрезвом виде, называл свою девушку Мань - кой, не стеснялся в ее присутствии произносить самые грубые слова. А Мария не придавала этому значения, старалась не замечать недостатков своего будущего мужа. Василий, конечно, заслуживает резкого осуждения. «Но, - продолжает автор, - виновна и сама Мария. Она не пыталась даже заставить уважать себя. Где же была ее девичья гордость? А гордость должна быть у каждой девушки».
Очень верный вывод. Гордость не зазнайство, это - качество благородное. Правда, о девушке, которая держится строго, с достоинством, порой говорят: «Вот какая - задается!» Но это только слова: ту, которая «задается», больше уважают и любят. Такая девушка бывает требовательной по отношению к другим людям; находясь вместе с ней, они не позволят себе каких - либо вольностей, отступлений от принятых правил поведения, чувствуют себя подтянуто. Это хорошо и для них и для нее: она умеет поставить себя.
В этой связи нельзя не сказать о письме Тамары Шароновой. Вопрос, который она задает, на первый взгляд даже удивил меня. Т. Шаронова пишет: «Сейчас я работаю электромехаником в одном из колхозов Якутии; приехала сразу после того, как окончила школу. Один юноша недавно сказал мне, что раз у меня «мужская» работа, то, чтобы добиться хорошей ее постановки, доказать иногда свою правоту, я должна уметь и кричать и ругаться, говоря его словами, «уметь вести себя в мужском обществе». Как должна вести себя девушка среди мужчин, если ей приходится руководить ими на производстве?»
Кричать, тем более ругаться непозволительно никому. Тот, кто доказывает свою правоту, прибегая к подобным средствам, расписывается в своем собственном бессилии, в неумении убедить других. Руководитель, независимо от того, мужчина он или женщина, завоевывает авторитет своей принципиальностью, справедливостью, знанием дела, организаторскими способностями, умением подойти к людям. Но умение это вовсе не состоит в том, чтобы сдабривать речь сорными словечками.
Письмо Т. Шароновой косвенно затрагивает очень важный вопрос - вопрос об этике руководителя. О нем следовало бы поговорить особо, это предмет специальной беседы. Мы сейчас ограничимся лишь тем, что сделаем несколько замечаний.
Недавно газета «Комсомолец Таджикистана» сообщила о том, как секретарь Варзобского райкома ВЛКСМ Фатох Хасанов и заведующий отделом Лютпов пытались «перевоспитать» сотрудницу райкома Лидию Цаценко. Она, руководящий комсомольский работник, посещает, видите ли, танцплощадку, позволяет себе петь, смеяться и плясать с несоюзной молодежью. Да это же подрыв авторитета райкома!
Вызванная на беседу, Цаценко не согласилась с доводами наставников и ответила:
- Товарищи, ну что вы надуваетесь, как индюки, разговаривая с комсомольцами? Нужно быть проще. Больше жизни, шуток, смеха. А то ведь комсомольцы уже предлагают над входом в райком вывесить объявление: «Оставь улыбку, всяк сюда входящий!»
Но Хасанов и Лютпов были непреклонны:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.