Русские конькобежцы издавна считаются лучшими в мире. Единственными конкурентами им могут быть лишь норвежцы и финны. Еще в 1889 г. на розыгрыше первенства мира в Амстердаме победителем был конькобежец Паншин. Во время мирового первенства, разыгранного в Петербурге в 1903 году, Кизелев был первым на дистанции в 5.000 метров. Через три года в Гельсингфорсе чемпионом мира по конькам был москвич Седов. Впоследствии особенно выделился русский конькобежец Струнников, два года под ряд (1910, 1911 г.г.) бравший как первенство Европы, так и первенство мира. Особенно удачно для Струнников прошел 1911 г., когда он выиграл все 4 классические дистанции: 500, 1.500, 5.000, 10.000 метров.
С уходом Струнников со спортивной арены Василий Ипполитов является наиболее серьезным противником норвежцу Матиссену, который три года под ряд получал звание чемпиона мира.
С 1915 года по 1921 год первенство мира по конькам не разыгрывалось.
В 1923 году один из норвежских клубов пригласил П. Ипполитова и меня принять участие в розыгрыше первенства Европы. Вместе с приглашением норвежский клуб перевел нам необходимую для проезда сумму. Мы немедленно начали собираться в дорогу, быстро выхлопотали себе паспорта и через несколько дней выехали в Норвегию через Гельсингфорс.
В первый же день нашего приезда мы, после восьмидневной дороги, должны были выступать на первенстве Европы, разыгранном в г. Камере. Несмотря на усталость, мы выступили довольно удачно, при чем я занял четвертое место, а Ипполитов одиннадцатое. Мною были заняты два вторых места, одно третье и одно четвертое.
Через неделю в Стокгольме должно было быть разыграно первенство мира по конькам. За эту неделю мы с Ипполитовым хорошо подкормились, отдохнули, рассчитывая, что в этих состязаниях мы будем выступать еще более удачно. Действительно, по результатам первого дня, когда были разыграны дистанции 500 и 5.000 метров, я был на первом месте, набрав лишь пять очков. Это чрезвычайно обеспокоило и финнов и норвежцев, которые решили, во что бы то ни стало не дать мне выиграть первенство.
В дистанции 1.500 метров мне пришлось выступать в паре с норвежцем Валлениусом, который на первенстве Европы выиграл у меня 1/10 секунды. На старте я был на большой дорожке, а норвежец в 12 метрах сзади на маленькой. Считая Валлениуса очень серьезным противником, я ожидал довольно сильной борьбы на этой дистанции, но в продолжение двух кругов Валлениус ни разу не обогнал меня. Чувствуя что - то неладное, я начал беспокоиться, особенно, когда я увидел, что Валлениус отстал от меня почти на полкруга. Мои сомнения окончательно рассеялись лишь после того, как кто - то из русских, присутствовавших на состязании, крикнул мне: «Мельников, давай ходу, Валлениус дурака валяет!» Я очень усилил темп после этого, но было уже поздно. По времени я остался лишь на шестом месте. В результате первенство было выиграно финном Тунбергом, набравшем одиннадцать очков. На втором месте оказался норвежец Хорал Стрем, и лишь на третьем я - с четырнадцатью очками. Интересно отметить, что вся печать, в том числе и буржуазная, отмечала, что Мельникова на этих состязаниях обманули.
Через неделю в Осло должны были разыгрываться большие международные состязания, где я мог бы получить реванш за свой проигрыш. Но чемпион мира Тунберг, не будучи уверенным в своей силе, отказался участвовать в этих состязаниях, и мне пришлось встретиться лишь со Стремом. Моя победа на этих состязаниях подтвердила мнение, что лишь благодаря обману я не выиграл первенство мира.
В 1926 году мы участвовали в больших международных состязаниях, устроенных норвежским рабочим спортивным союзом в г. Осло. В это же время в Трондгейме было разыграно буржуазное первенство мира, принесшее, как известно, победу норвежцу Балангруду. Если сравнить мои результаты с результатами Балангруда, то в трех дистанциях - 500, 1.500 и 10.000 метров - они значительно выше результатов « чемпиона мира». Лишь в дистанции 5.000 метров я уступал Балангруду 3/10 секунды.
Что касается результатов победителя первенства мира 1927 г. норвежца Эвенсена, то во всех четырех дистанциях мои результаты значительно выше показанных им. Не подлежит никакому сомнению, что в случае выступления советские конькобежцев на буржуазном первенстве мира победа опять осталась бы за нами.
Мне в настоящее время 30 лет. Я на коньках начал бегать с 1910 года, и уже в 1914 году перешел на норвежские коньки. Я не курю. Почти совсем не пью. С 1 сентября и до конца сезона ни капли вина и пива. Стараюсь вести как можно более правильный образ жизни: спать не менее восьми часов, умеренно есть, главным образом молочные продукты и в небольшом количестве мясо, преимущественно белое. Большое значение придаю бане, куда я хожу два раза в неделю. Я считаю, что своим блестящим успехам за последние два года я обязан в значительной степени бане, которая великолепно действует на дыхание. Накопленный за лето жирок (летом я вешу 4 п. 17 ф. - 4 п. 20 ф.) я во время тренировки сбавляю не сразу, а постепенно, по 1/2 ф. в неделю. К 1 февраля, когда обычно проводятся наиболее серьезные состязания, я нахожусь уже в форме и имею свой обычный вес: 4 п. 05 ф. - 4 п. 08 ф.
С самого начала сезона тренируюсь пять раз в неделю. Тренироваться мне приходится и на большие и на короткие дистанции, так как в состязаниях я выступаю по всем четырем классическим дистанциям. В середине сезона я постепенно уменьшаю количество тренировочных дней. Во время серьезных выступлений отдыхаю один день до состязаний и один день после.
Летом тренируюсь нерегулярно, занимаюсь велосипедным спортом, греблей, плаванием и теннисом, выбираю свободную минутку и занимаюсь тем, к чему тянет и что под рукой. Изредка бегаю на дистанции от 100 до 2.000 метров.
Своим успехам в конькобежном спорте русские конькобежцы обязаны главным образом прирожденной крепости и выносливости. В то время, как финны и норвежцы ежегодно уступают первенство друг другу, мы обычно в течение целого ряда лет неизменно находимся в одинаковой форме и сохраняем первенство за собой. При сравнении наших конькобежцев с иностранными, последние производят впечатление не очень сильных и щупленьких, как говорится, людей. Исключение среди них представлял норвежец Матиссен, действительно феноменальный конькобежец, к сожалению, давно уже ушедший в профессионалы, а в настоящее время почти сошедший со спортивной арены.
Вообще заграничные конькобежцы поставлены в значительно более благоприятные условия, чем мы. Кроме того, что к их услугам имеются опытные тренеры и массажисты, самые внешние условия состязаний за границей куда лучше, чем у нас. За рубежом катки заливаются механическим способом, при помощи тракторов и автомобилей, благодаря чему достигается идеальная гладкость льда. Техника заграничных конькобежцев выше и тоньше нашей. Идеальная поверхность льда позволяет км легче и увереннее ставить конек, чем нам. Мы должны очень много работать над собой для того, чтобы достигнуть на наших катках подобной легкости. Мне кажется, что если бы советские конькобежцы получили возможностью потренироваться в течение недельки где - нибудь в Швейцарии, где катки расположены на озерах в горах, мы могли бы достигнуть блестящих результатов. В этом году 5 февраля в Швейцарии будет разыграна зимняя часть буржуазной олимпиады. Рабочий спортивный союз Швейцарии пригласил на вторую половину января советских конькобежцев на товарищеские состязания. Если эта поездка состоится, и в Швейцарию можно будет отправить 4 - 5 конькобежцев (меня, Ипполитова, Калинина и Кушина, скажем), мы бы, потренировавшись недельку и выбрав хороший денек, показали бы очень высокие результаты, которые буржуазным спортсменам вряд ли удастся побить в феврале.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.