Анатолия Кириллова, как бы поздно ни возвращался он с работы, во дворе всегда поджидала детвора. Ребятам ни с кем не было так интересно, как с Анатолием он и ссору любую без обиды рассудит, и приемы самбо покажет, и в волейбол сыграет.
- Слесарь, самостоятельный человек, а возится с малышами, - удивлялся кое - кто.
Анатолий не обращал внимания на эти замечания. Он глубоко, сердцем чувствовал привязанность к малышам.
О «странном увлечении» Кириллова со временем узнали его товарищи - слесари сборочного цеха машиностроительного завода имени Ем. Ярославского. Они - то и подсказали членам заводского комитета ВЛКСМ:
- Направьте Кириллова вожатым в подшефную школу. Парню будет по душе поручение».
Так Анатолий Кириллов стал пионервожатым в четвертом классе «Г» 342 - й московской школы.
Надолго запомнился Кириллову первый визит в школу. Матрена Александровна, классный руководитель четвертого класса «Г», уже успела откуда - то разузнать, что Анатолий считается на заводе одним из лучших слесарей - сборщиков, что он ежедневно выполняет полторы - две нормы, любит спорт, активно участвует в драматическом кружке. Старую учительницу радовала эта ненаписанная анкета. И сам Анатолий ей понравился - высокий, широкоплечий, с открытым, добродушным лицом. «На такого, пожалуй, можно положиться», - подумала она и начала заочно знакомить Толю с учениками, рассказывать подробно о каждом: как учится, какие способности, кто родители.
Анатолий внимательно слушал Матрену Александровну. У него было такое ощущение, словно классная руководительница из рук в руки передает ему связку ключей, открывающих доступ к сердцу ребят. Он многое узнал: как держаться со школьниками, как к каждому из них подойти...
На другой день Анатолий снова пришел в школу и попросил класс остаться после уроков. Был проведен первый сбор: пионеры познакомились со своим вожатым. Так началась работа пионервожатого в школе, работа, требующая огромного труда и терпения, а главное - любви к детям.
Анатолий сразу заметил: ребята в отряде разные. С одними легко и просто, как с малышами во дворе, с другими не знаешь, как себя вести. Вот, скажем, Никончук Женя. Способный мальчик, а учится хуже всех. Ни с кем не дружит, всех задирает. Дошло до того, что никто из ребят не желает сидеть с Женей за одной партой. Правда, Никончук не пионер. Но разве может это служить оправданием для вожатого? Попробовал Анатолий на одной из линеек заговорить о Жене, но натолкнулся на глухое сопротивление всего отряда: ребята и слушать не желали о том, чтобы принять Женю в пионеры.
Нелегко было и с Витей Макаровым, Сашей Крапивиным, Толей Савушкиным. Однажды пионеры решили поехать на экскурсию в музей. Когда все уже были в сборе. Толя Савушкин явился в таком виде, что хоть отправляй его обратно домой: хлястик на пальто оторван, обувь испачкана так, словно он исследовал все весенние лужи. Всем отрядом пришлось приводить мальчика в порядок.
Конечно, Витя, Саша, Толя вели себя лучше Никончука, но хлопот и с ними было немало.
А тут еще Валя Брянцева, инженер - технолог завода и пионервожатая параллельного четвертого класса, вызвала отряд Анатолия на соревнование. Анатолий долго раздумывал, взвешивал: стоит ли тягаться с Валей, которая еще в средней школе была вожатой отряда и имеет немалый опыт? Но Матрена Александровна обещала помочь, и вызов был принят.
Договор обсудили на собрании вместе с членами родительского комитета школы. Сразу возник один важный вопрос: как учитывать поведение детей на уроках и во время перемен? Как подсчитать опрятность, аккуратность, вежливое обращение, поведение на линейке? В какие формы учета все это втиснуть?
Сколько Анатолий ни ломал голову, ничего путного не мог придумать. И вот кто - то из ребят предложил весьма остроумный способ: каждый отряд выбирает две комиссии; одна ведет наблюдение за классом во время уроков, другая - на переменах. Стоит преподавателю сделать замечание кому - нибудь из учеников, как один из комиссии ставит в тетради против фамилии проштрафившегося точку. Так же делают и члены другой комиссии, если заметят плохие поступки ребят.
На исходе первой недели классные руководители и вожатые отрядов насчитали в тетради четвертого класса «В» восемнадцать точек, а в «кондуите» четвертого класса «Г» - сто восемнадцать. Пионеры отряда Вали Брянцевой одержали победу.
Анатолий решил провести по этому поводу сбор, поговорить с ребятами о том, кто повинен в поражении класса, благодаря чьим «стараниям» отряд позорно провалился. Виновников оказалось не так уж много. Это были известные шалуны: Никончук, Крапивин, Макаров и Савушкин. Сейчас они сидели обескураженные, не смея поднять глаз на товарищей. Они понимали теперь, что подвели отряд.
К концу следующей недели картина резко изменилась. Точки стали заметно убывать. Желание быть впереди побудило ребят по - настоящему взяться и за выполнение других обязательств.
Решил как - то отряд изготовить подарки для подшефной воинской части, и ребята с особым рвением взялись за работу. Девочки вышили портрет Ленина, а мальчики мастерили шкатулки, рамки и прочие сувениры.
После этого Анатолий предложил:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.