17 - го декабря 1903 г. американец Райт впервые поднялся на аппарате с механическим двигателем в 16 лош. сил, и в 59 секунд полета покрыл расстояние в 260 метров, при максимальной высоте полета в 2 - 3 метра.
Так родился самолет, прогремев на весь мир этими 59 секундами и 260 метрами пройденного расстояния.
Развитие самолета прошло вперед быстрым... авиационным темпом, и ныне эти первые райтовские достижения побиваются моделями, сработанными руками пионеров, а настоящий современный самолет ушел неизмеримо дальше и выше райтовского первого аэроплана.
И если мы посмотрим на перечень последних рекордов авиации, мы увидим картину изумительных достижений в области завоевания воздушной стихии.
Высота полета - 12.066 метров.
Продолжительность полета без спуска - 37 часов.
Скорость полета - 448 километров.
Дальность полета без спуска - 5.300 километров.
Грузоподъемность - 8.000 килограммов.
Наибольшая сила мотора - 1.000 лош. сил.
Наряду с этими рекордами, авиация занесла в свою летопись и такие достижения, как перелет без спуска через Атлантический океан, как кругосветный перелет американских пилотов. Однако, нужно сразу оговориться, что служить показателем действительных практических достижений авиации эти рекорды не могут, так же как не может рекорд скаковой лошади служить показателем скорости передвижения лошади вообще.
Это станет особо ясным, если мы скажем, что французский летчик Колизо, установивший мировой рекорд высоты (12.066 метров), готовился к этому полету 2 года, летал на специально построенной и оборудованной для этого машине и после полета две недели отлеживался в результате нервного потрясения.
Рекорд на дальность полета, установленный американцами на 5.300 километров (пребывание в воздухе 37 час), был достигнут так же лишь благодаря снабжению аэроплана горючим в воздухе.
Эти практические достижения, - и они - то для нас особо важны и интересны - значительно ниже рекордных, но и они будут неодинаковы для самолетов различного назначения и - раньше всего - для военных и гражданских.
Посмотрим на цифры, и мы увидим: Военный самолет - разведчик, находящийся в вооружении современных воздушных флотов государств, дает скорость от 170 до 220 килом, в час. Самолет - истребитель - самая легкая и быстрая машина - дает от 220 килом, до 300 в час. То же и с грузоподъемностью. Современные бомбовозы (дневные) поднимают - 100 - 500 кг бомб, а ночные тяжелые бомбардировщики - от 500 до 2.000 килограмм (не считая горючего, вооружения и т. д.).
И если мы посмотрим ни максимальную практическую высоту полета современных самолетов, мы увидим, такую картину: бомбовоз берет высоту 3 000 метров, а самый лучший истребитель - до 8.000 метров.
Как видим, везде цифры в полтора - два раза меньше рекордных. И эта разница становится еще больше, если сравнить рекорды с практическими достижениями пассажирских самолетов. Здесь скорость в 160 - 170 килом, в час считается уже хорошей (выше средней) скоростью, и летит самолет большей частью на высоте 600 - 1000 метров, подымая от 4 - х до 10 - 18 (максимум) пассажиров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отклики на статью в «Смене» № 9 - 10
Гандбол