И Наташа терпела. День ото дня все смелее ста брала на руки подопечных, словно не их – себя растила и воспитывала. Замечала, как меняется в ней отношение к детям. Разве обратила бы она раньше внимание на молодого папашу, что усиленно нахлопывал среди сквера своего зареванного малыша? Раньше прошла бы мимо, а теперь возмутилась страшно: «Да радовался бы, что у тебя такой хороший, здоровый ребенок! Посмотрел бы, какие они бывают!»
Она училась самому главному в работе медика – созидающей доброте. И наконец настал день – кажется, это Была уже пятая рабочая смена. – когда Наташа, умывая двухлетнего Маратика, неожиданно для себя поцеловала его в стриженую макушку. Легко, будто невзначай. И в этот миг исчезли сомнения и робость, и работа, которая отнюдь не стала легче, сделалась вдруг простой и понятной. Словно остался позади первый, самый высокий барьер.
В тот день она, пожалуй, серьезно подумала о медицине как о своем призвании.
Подросток и «взрослый» труд за вполне реальную зарплату... Как тщательно порой мы оберегаем их друг от друга, как осторожно оцениваем это новое социальное явление! Выдвигая при этом солидные, весомые аргументы «против», ссылаясь и на данные медиков и на «нежелательный педагогический эффект». Забывая в этой своей осторожности первый и самый главный аргумент «за» – великий нравственный урок реального, «взрослого» труда, который не способны преподать подростку занятия в учебно-производственном комбинате. Ведь там – чаще всего игра в труд, здесь – серьезное дело.
С отряда «Юный медик» началось создание в Казани трудовых объединений старшеклассников. Некоторые из ребят предпочли на лето устроиться в сферу обслуживания, другие занялись озеленением улиц города, третьи пошли работать на предприятия промышленности. Сфера деятельности комсомольских «бирж труда» при горкоме и райкомах ВЛКСМ значительно расширилась, и факты в эти штабы по трудоустройству начали поступать весьма неожиданные.
Выяснилось, к примеру, что, работая в одном из цехов обувного объединения «Спартак», девушки-девятиклассницы изготавливают за смену изделий почти в десять раз больше, чем за то же время в мастерских учебно-производственного комбината. Что далеко не все ребята спешат потратить на личные нужды заработанные деньги – многие охотно отдают их родителям, приобретая тем самым полное право участвовать в распределении, семейного бюджета. А кое-кого из «трудных» подростков после одного-двух месяцев работы на заводе снимают с учета в милиции по просьбе трудового коллектива.
– Школьникам старших классов не хватает самостоятельности. Именно в этом видится узел некоторых педагогических проблем, особенно проблем так называемых «трудных подростков. А производительный труд, труд, оплачиваемый наравне со взрослыми, как раз и помогает ребятам такую самостоятельность обрести. Быстрее вовлекает школьника во «взрослые» социальные взаимоотношения.
Беспокоит нас, педагогов, лишь то, что список специальностей, по которым закон разрешает трудиться подростку, пока слишком короток. Наверное, настало время значительно пересмотреть его, учесть, что сегодня дети взрослеют быстрее. И если сейчас каждый четвертый старшеклассник в Казани работает летом на предприятиях и в учреждениях (показатель сам по себе весьма высокий), то расширение списка специальностей значительно увеличит количество желающих...
Признаться, одолевала нас в Казани лукавая мысль: найти среди специалистов хоть одного яростного противника летнего труда школьников. Старались и не нашли. Настолько солидно зарекомендовали себя «Юный медик» и другие объединения.
– Труд в любых его формах, естественно, при чередовании умственной и физической нагрузок, снимает стрессовые ситуации, психологическое утомление от напряженного учебного года. Польза очевидна, а риска, что новые нагрузки скажутся на здоровье, практически нет. Потому что санитарные учреждения, другие государственные службы строго контролируют, в каких условиях трудятся подростки, мгновенно вмешиваются при любых отклонениях от установленных законом норм. Жалоб к нам ни от детей, ни от родителей не поступало ни разу...
Казань не только город студентов, но и развитой промышленности. Что хозяйственники думают по поводу трудового лета старшеклассников?
– Рентабельны ли школьники на современном производстве? А рентабельна ли забота человека о дереве, которое даст плоды лишь много лет спустя? Плоды, которые он сам, может быть, и не увидит? Ответ, по-моему, ясен. Школьник в заводском цехе требует к себе особого внимания, но ведь через год-два он придет к нам уже взрослым человеком. И нам небезразлично, каким он придет. Каким работником станет. Поэтому когда слышу, что у того или иного предприятия нет возможности принять на лето подростков, лишь скептически улыбаюсь. Возможности есть всегда, везде. Даже на таком сложном и ответственном производстве, как наше. Было бы у руководителя желание...
Труд формирует личность. Чем раньше приобщится человек к этой нехитрой истине, тем прямее будет его дорога в жизни.
Когда для Наташи Тихоновой и ее подруг настала пора прощаться с подопечными из Дома ребенка, школьницы еще не были уверены до конца, посвятят ли жизнь самой гуманной на земле профессии. Решение впереди. Но первое испытание они выдержали.
...Наташа еще не раз появится на пороге Дома ребенка, крохи узнают ее сразу, потянутся к ней. Она возьмет кого-нибудь на руки, вытрет заплаканные глазенки и будто нечаянно поцелует в стриженую макушку...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.