Уроки во время каникул

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1377, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дерево, посаженное вчера, приносит плоды сегодня. Сегодняшняя забота о том, кто придет на смену опытным мастерам, с лихвой окупится завтра.

Впереди у этих ребят еще почти год для выбора пути. Но ответственности за общее дело, добросовестности, серьезности в работе они уже учатся.

Человек перешел в десятый класс, человеку пятнадцать-шестнадцать. Взрослый он или ребенок? Наташа Тихонова в свои пятнадцать самостоятельно, по-взрослому пытается ответить на очень важный вопрос: кем быть? Она уже поняла, что специальность программиста, которую осваивают ребята из их математической школы, лично ей не подходит. Лично ей хочется стать врачом. Как мама. Но где же проверить, есть ли необходимые для будущей профессии качества? И вот Наташа узнает, что в отряд «Юный медик» набирают новичков...

Говорят, Казань – город студентов. Согласившись с этим, надо признать, что один из самых популярных здесь вузов – медицинский. Желающих поступить сюда тьма, а конкурс, пожалуй, поострее будет, чем в именитые московские «меды». Именно здесь, в Казанском медицинском, пять лет назад возникла любопытная идея создать по типу ССО отряд старшеклассников для работы в больницах и поликлиниках города – обязанности нянечек и младших медсестер ребятам вполне по силам. Цель преследовалась простая: помочь школьникам в выборе профессии, еще до поступления в вуз познакомить их с не слишком привлекательными ее сторонами. Чтобы меньше потом было разочарований. Идея воплотилась в трудовой отряд школьников, получивший название «Юный медик».

Из интервью с секретарем Казанского горкома ВЛКСМ Людмилой Осиповой:

– Казалось, проблемы нет. Многие ребята желали летом работать, многие поликлиники и больницы готовы были принять их на время каникул регистраторами, лаборантками и нянечками. Мешало лишь одно, с виду совсем незначительное обстоятельство. Ребята не знали, где именно нуждаются в их услугах, а поликлиники не могли определить, из каких школ приглашать помощников. Ведь не вывесишь на дверях больницы объявление «Требуются школьники»?

Необходимо было какое-то связующее звено, своеобразное бюро трудоустройства, которое совместило бы интересы подростков и медицинских учреждений. Такую роль взяли на себя комсомольские организации города...

Сегодня в «Юном медике» около пятисот человек. Трудоустройство ведется по строгому плану. Еще весной студенты медицинского выясняют, какая поликлиника или больница сколько ребят способна принять. Райкомы комсомола, в свою очередь, выявляют по школам желающих вступить в отряд, разумеется, сверяясь с заявками. И когда заканчивается последняя учебная четверть, каждый из юных медиков, пройдя соответствующий инструктаж, получает на руки комсомольскую путевку. А с корешком той же путевки в райком возвращается отзыв о том, как трудился школьник.

Комсомольская путевка соединила взаимной ответственностью подростков и администрацию, замкнула контакт. Комсомольское бюро трудоустройства приобрело действенный инструмент влияния.

В одной из поликлиник города нам с гордостью рассказали о мальчишке-восьмикласснике, с необычайным старанием подбиравшем в регистратуре карточки больных. В другой – о девчонках из лаборатории анализов, что заменили ушедших в отпуск лаборанток на довольно неприятной работе. «Свою дочь я бы сюда не пустила, – заметила старшая медсестра, – но эти молодцы!» А вот в больнице № 9 нам не удалось встретиться с самой прилежной из младших медсестер: девятиклассница Таня Аксенова присутствовала при операции.

Профессиональная ориентация школьников... Она и в том, чтобы направить на путь истинный, и в том, чтобы уберечь от ошибки. Прикидываем, и получается, что лишь пятая часть тех, кто прошел через «Юный медик», сохраняет желание стать врачом. Четверо из пятерых, познакомившись с реальной работой, меняют свое решение. Хорошо это или плохо? Думаю, что хорошо, потому что многим будущим пациентам удастся избежать встречи с плохим врачом, по ошибке окончившим медицинский.

...Итак. Наташа Тихонова стала нынешним летом членом трудового отряда старшеклассников. Теперь нужно было выбрать место работы. Помогли школьные подруги.

– Давай с нами, в Дом ребенка. Там, говорят, труднее всего.

– Труднее? А что, подходит! Уговорили.

Она еще не догадывалась, на что согласилась. Поняла это, лишь перешагнув порог Дома ребенка № 3.

Сюда поступали малыши со слабым здоровьем, с родовыми травмами. Малыши, к которым школьницам и прикоснуться-то было страшно. Неловкое движение – детишки в рев. А ведь не только успокаивать малышей надо: обмывать и одевать, кормить с ложки и баюкать.

Скидок на возраст школьницам не полагалось. Ведь и опытных и юных своих нянечек малыши мерили одной мерой чуткости и доброты.

Наташа не просто уставала после первых смен – выматывалась. Груз ответственности отнимал много душевных сил. И чем меньше их оставалось, тем почему-то острее чувствовала, как нужны этим детям ее забота и ласка. Но откуда возьмется ласка, если и дотронуться до ребенка боязно? Вот оно, испытание!

Можно бы, конечно, повернуться и уйти, но попробуй это сделать, если на работу тебя принимали как взрослого, самостоятельного человека, которому за труд – лишнее подтверждение «взрослости» – уже начислялась зарплата. Отступать было поздно.

– Пошла – терпи! Теперь уж терпи до конца, – говорила ей мама, врач-терапевт со стажем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены