— Да, была такая книжка, — вспоминает Первин, — но сколько воды утекло с тех пор! Тогда сама мысль о всеобщей компьютеризации средней школы была бы сочтена абсурдной, а сегодня мы фактически решаем именно эту задачу.
— При помощи «АГАТОВ»?
— «АГАТ», пожалуй, один из самых подходящих кандидатов на должность школьной ЭВМ. Буквально с первых минут он завоевывает симпатии ребят и учителей своей простотой и компактностью, красочными картинками на цветном экране, звуковым «сопровождением». Но, конечно, для него необходимо специальное программное обеспечение. Так что вместо доброго старого «Фортрана» мы работаем со школьниками на «Рапире» — созданном в нашем ВЦ учебно-производственном языке программирования.
— В чем принципиальная разница между ними?
— Профессионалы оценивают языки программирования совсем с иных позиций, чем новички, в особенности дети. Если для первых важны сжатость, богатство изобразительных средств и сервисных возможностей, то для вторых главное в простоте, в близости к естественному языку. Никакие условности не должны мешать живой мысли ребят.
— Каковы же результаты?
— Наше главное направление не столько поиск талантов, будущих программистов и математиков, сколько обучение «средних учеников», которые после школы пойдут в техникум или втуз, встанут к станку или сядут за руль. В этом-то весь интерес нашей работы со старшеклассниками! Теперь уже можно считать доказанным, что в рамках курса трудового обучения практически весь класс способен овладеть программированием на вполне профессиональном уровне.
— Профессию программиста как-то привычно ассоциировать с высшим образованием...
— Во-первых, уже давно существуют техникумы, готовящие математиков-программистов. Во-вторых, специалист определяется тем, что он умеет делать, а вовсе не тем, какую «корочку» хранит в столе. Это главное. Наши ребята, конечно, не на одно лицо. Одни делают программы интереснее, богаче содержанием, другие — попроще, поскромнее; кто-то успевает сдать три программы, пока другой справится лишь с одной. Но в любом случае это реальные, действующие программы, снабженные исчерпывающей технической документацией в соответствии с ГОСТом. Словом, товарная продукция, чего не скажешь об иных студенческих дипломных проектах.
— Женя и Витя показывали мне программы, которые они подготовили для системы «Школьница». Что представляет собою эта система? Разве она еще не готова?
— «Школьница» относится к тем программным системам, которые создаются, как бы постоянно продолжаясь. Потому что предназначена она для работы на уроках практически по всем дисциплинам. Ее сердцевина — интерпретатор языка «Рапира» — действительно уже готова и скоро будет адаптирована ко всем распространенным у нас типам ЭВМ. Но наполнение «Школьницы» конкретным материалом — учебными программами, вроде тех, что вы видели, — только начинается. Сейчас у нас есть всего лишь несколько десятков таких программ для уроков математики, физики, химии, сольфеджио, французского и русского языков. Почти все они, кстати, созданы школьниками. Четыре наиболее удачных работы мы даже решили опубликовать...
Звенит звонок. Те, кто работал, продолжают работать, а в дверь то и дело проскальзывают любопытные мальчишки и девчонки. Кое-кто из них норовит занять пустующие места за пультами «АГАТОВ», если таковые находятся. На моих глазах паренек в пионерском галстуке набирает на клавишах небольшую программу, запускает ее, и... «АГАТ» начинает петь! Тонким, прерывистым голосом, меняя высоту и ритм звука. Я не успеваю ни о чем расспросить автора: кончается перемена, а он, видимо, недовольный своей программой, все время что-то меняет в ней и, хмурясь, слушает переливчатое пение. Затем, махнув рукой и выключив машину, убегает — очевидно, до следующей перемены.
— Как видите, у нас бывают не только старшеклассники, — поясняет Первин, — здесь работают школьники начиная с четвертого класса. Разумеется, занятия с ними проходят иначе, скорее по кружковому принципу.
— Стало быть, кабинет вычислительной техники в вашей школе — это тот образец, по которому в скором времени будет оборудована каждая школа страны?
— Правильнее сказать «предварительный вариант». Как ни мала микроЭВМ, она все же занимает место на столе; так что планируется выпуск специальной мебели для школьных вычислительных кабинетов, где сама машина вместе с кабелями питания и связи будет спрятана в стол, а на поверхности останутся лишь экран да клавиатура. Особо оборудуется пульт учителя. Сейчас все «АГАТЫ» у нас, по существу, одинаковы: только вот этот, на первом столе, оснащен печатающим устройством и называется «учительским». К нему должны добавиться дополнительный дисковод или магнитофон, графопостроитель, большой экран на возвышении, обращенный в сторону класса, и самое главное — сеть связи с ученическими машинами. Такая сеть открывает совершенно новые возможности для работы на уроке: оперативный контроль каждого ученика в отдельности, автоматическая выдача индивидуальных заданий, организация двусторонней связи между любыми пультами, с тем чтобы учащиеся могли контролировать друг друга, помогать друг другу.
И вновь звенит звонок, собирая школьников в класс. Начинается новый урок, новая ступенька познания, которую сегодня должны преодолеть эти ребята.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С политической трибуны XII Всемирного
Повесть
Рассказ