Уральские умельцы

Владимир Смирнов| опубликовано в номере №685, декабрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так появился на свет небольшой красивый ларец, на стенках которого, казалось, полыхали и развевались алые гвардейские знамена Советской Армии.

2

Ребята из камнерезной группы заканчивали работу над шкатулкой. И вот наконец резцы отложены в сторону: шкатулка готова. Она стояла таинственная, сверкающая, будто сошла со страниц любимой книги. На стенках из яшмы - агатовый медальон с портретом П. Бажова и силуэты героев его сказов. На крышке возвышается искрящаяся скала из корунда, белых и дымчатых кристаллов горного хрусталя, сине - зеленых и голубых, как море, аквамаринов, фиолетовых аметистов. А по скале ползет выточенная из змеевика зеленая ящерка с огненными глазами - неизменная спутница сказочной хозяйки Медной горы.

Поиски, сомнения, бессонные ночи - все осталось позади. Кажется, радоваться бы надо, а Витя Саргия не может избавиться от неведомого раньше беспокойства, словно чего - то ему не хватает. Вечерами в общежитии часто возникали беседы о дальнейших творческих планах. Многое хотелось выразить в камне: Паше Русинову - контуры родного завода, Саше Кобякову - комсомольцев, отъезжающих на целину, а Вите Саргину - могучие скалы, быструю Чусовую и первую весеннюю черемуху, которую он видел когда - то на открытом взгорье. Кругом еще ни одно дерево не пошло в рост, а эта черемуха распушилась, зацвела, радуется, что ближе всех к солнцу.

Кто - то из ребят однажды предложил:

- Давайте сделаем из камня карту Урала. В 30 - е годы старые мастера создали карту всего Союза, а мы возьмем только Урал.

Молодые камнерезы решили показать на карте несметные сокровища уральских недр. Золото, платина, никель, медь, алюминий, кобальт, железо, уголь, нефть - ведь чего только нет на Урале! А цветные камни и сверкающие самоцветы! Ни один край не богат ими так, как Урал.

Игорь Китаев рассказал будущим мастерам о знаменитых Ильменских горах, где встречается свыше ста различных минералов.

Здесь, словно в сказочных дворцах хозяйки Медной горы, собраны самые разнообразные камни, щедро расцвеченные природой.

«Я никогда не видел ничего более прекрасного, - писал А. Е. Ферсман, - хотя много месторождений цветных камней приходилось видеть раньше - и на солнечном юге острова Эльбы и в жилах угрюмой Швеции... Нигде меня не охватывало такое чувство восхищения перед богатством и красотою природы, как на амазонитавых копях Ильменских гор. Глаз не мог оторвать от голубых отвалов синевато - зеленого амазонского шпата. Все вокруг засыпано остроугольными осколками этого камня, блестит на солнце, отливает мельчайшими пиритовыми вростками...»

Когда Игорь Китаев прочитал ребятам эти строки, у них загорелись глаза. Захотелось скорее побывать в чудесном заповеднике. Но вместе с тем они поняли, что к работе над картой Урала надо привлечь учащихся из других групп: огранщиков, ювелиров, краснодеревцев, лепщиков, альфрейщиков.

Так возникла мысль о творческом содружестве. Вспомнили о каслинских умельцах. Что, если связаться с ними и соединить труд художников камня и металла в одном произведении? Чугун и малахит, чугун и яшма, да мало ли может возникнуть редчайших по красоте сочетаний! И если свердловские камнерезы и каслинские литейщики осуществят свои замыслы, они создадут новую ветвь в искусстве уральских мастеров.

... Изделия воспитанников ремесленного училища повез в Москву Китаев. Поезд прибыл в столицу утром. Целый день уральский мастер провел на художественной выставке, знакомясь с творчеством молодых умельцев, а вечером, когда над городом опустились сумерки, выбрался, наконец, на шумные московские улицы.

Вот она, Москва! Взметнулись к небу освещенные электрическим заревом высотные здания. И в них вложен труд уральских добытчиков камней, гранильщиков, камнерезов. Нарядные подземные залы метро, - и здесь повсюду видишь уральский камень, чувствуешь неповторимый почерк уральских умельцев.

3

В кабинете заведующего учебной частью Анатолия Андреевича Шубина собрались мастера, преподаватели. Разговор шел о молодых и старых уральских умельцах.

- Кому, как не нам, молодежи, развивать старые традиции уральского искусства! - сказал Игорь Китаев. - А надо признаться, мы еще не очень успели в этом большом деле. Ну, что создано за последние десятилетия молодыми художниками камня и металла? К сожалению, очень мало...

Китаев затронул больное место. Действительно, почему в картинных галереях, в Государственном Эрмитаже, на художественных выставках так редко появляются оригинальные современные произведения уральских мастеров? Почему о них говорят только в прошлом, вспоминая бажовских умельцев?

- Трудно поверить, - горячо вмешалась в разговор Нина Михайловна Катутина, - но есть люди, которые считают, что приемы и методы работы уральских камнерезов давно изучены, что, мол, ничего нового здесь не откроешь и давно пора поставить все на конвейер...

- А как же Виктор Саргин? - воскликнул кто - то из преподавателей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Смело, товарищи, в ногу

Главы из второй книги повести