Как русские медведи стали символом столицы Германии
У семьи Биттеров – выходцев из России, живущих в Берлине – амбиций поменьше, чем у архитектора Сергея Чобана. Да и проекты попроще – всего лишь скульптуры медведей. Но зато медведи эти являются символом Берлина, а также – частью проекта, символизирующего дружбу и взаимопонимание между народами всего мира.
…В нынешнем Берлине плюнуть некуда – непременно попадешь в медведя. Пластмассовые мишки, разрисованные лучшими художниками города, украшают торговые центры, «гуляют» по улицам, охраняют административные здания. Их число уже перевалило за три тысячи (!)
А некоторые выезжают за границу, причем у каждого медведя есть свой паспорт. Если у людей паспорт называется по-немецки Personalausweis, своим скульптурам зверей Андрей Биттер выписывает Bоrenpersonalausweis, то есть медвежий паспорт. Среди практически сотни мишек, расписанных художником, нет одинаковых. У каждого – свое имя и «лицо».
Медведь Rixi, который стоит перед ратушей Neukоln в Берлине. Мишка Exbеriment стоит у берлинской Стены. Его второй название – «День и ночь» за счет контрастной раскраски. «Можно было бы сказать, что он символизирует некогда разделенную Германию, но я предпочитаю этого не делать. Главное, чтобы он радовал взор горожан и туристов», – комментирует художник.
Вторая скульптура «День и ночь» стоит в Берлине во дворе храма, а еще одна – во дворе самого Биттера. Есть в Берлине и Фармацевтический медведь, заказанный фирмой Korsch AG, и мишка, стоящий на территории компании Siemens. А также синий Медведь-Шива возле Дойче банка.
Жители и гости столицы полюбили самого большого Buddy, которого выходец из России создал накануне чемпионата мира по футболу. Стараниями Биттера «живут» Медведь-спасатель на берегу Гавела в Berlin-Spandau, медведь Matheon перед зданием Немецкого научно-исследовательского объединения MATHEON при Техническом Университете Берлина…
В общем, этих животных художник «наплодил» в Германии более, чем достаточно. В 2001 году Андрей Биттер стал одним из первых участников акции «Медведи приходят в город». Он увидел объявление в берлинской газете, прислал на конкурс свои эскизы и начал расписывать косолапых. Первого медведя установили перед универмагом KaDeWe. В 2002 году акцию, придуманную Евой и Клаусом Херлитцем, расширили. К ней присоединились 125 художников из 125 стран.
«Идея проста, – рассказывает господин Биттер, – рука об руку мишки танцуют в кругу, во имя дружбы и взаимопонимания между народами. Помощь берлинскому проекту оказывали и оказывают многие выдающиеся личности – например, актеры Питер Устинов, Джеки Чан и еще очень многие люди из разных стран, даже на уровне правительств».
С их помощью берлинский медведь, который уже более семи веков красуется на городском гербе, превратился в посла: художники под руководством Андрея Биттера расписали своих зверят, и поставили в круг у Бранденбургских ворот. За год на компанию медведей пришло полюбоваться полтора миллиона человек, а потом пластмассовые герои разъехались по всему миру. «Подобные проекты проводились в различных странах, – поясняет Андрей Биттер. – После выставок коровы, лошади, львы разбредались по всей планете. «United Buddy Bear» помогают детям в беднейших странах – деньги от продажи медведей с аукционов идут на строительство школ и лечение детей. На сегодняшний день благодаря косолапым собрано более чем 2 225 000 долларов.
Уже 140 стран сотворили своих живописных дипломатов, которые девятый год успешно путешествуют по миру с миролюбивой миссией. Они побывали в Гонконге, Токио, Сеуле, Варшаве, Сиднее, Шанхае, Стамбуле, Каире, Иерусалиме, Буенос-Айресе. Только до России пока не добрались.
Между тем, в проекте участвовали многие русскоговорящие художники из бывших советских республик: порой в ателье, где мишек превращали в послов, только и говорили, что по-русски. Я с самого начала был поставлен шефом ателье, может, как раз за знание русского языка. Хотя говорят, у меня и руки золотые, откуда надо растут», – смеется Андрей Биттер.
В Берлин он вместе с семьей переехал из сердца Сибири, известной своими медведями – Алтайского края. Известность пришла к художнику еще в России. На новой Родине Андрей не стал, подобно многим немцам-репатриантам, запираться в четырех стенах и общаться только с русскими. Он ведет активную профессиональную и общественную жизнь: участвует в художественных кампаниях и телешоу, стал членом Союза художников, его картины и инсталляции украшают стены Шенебергской ратуши.
Сын Биттера-старшего, тоже Андрей, закончил берлинскую художественную академию и сегодня работает вместе с отцом. Вместе Биттеры расписали мишек для будущего футбольного чемпионата мира в Германии и международной выставки в Японии.
«Последние десять лет я воплощаю в жизнь и свой собственный проект, – резюмирует Андрей Биттер. – Это трансформационные картины, которые можно увидеть во многих общественных зданиях Берлина. А также – на сайте www.andrejbitter.de. Эти картины состоят из множества меньших иллюстрированных элементов, которые поворачиваются и комбинируются по-новому». А еще он преподает в собственной художественной школе.
Сейчас хоровод United Buddy Bear, куда, помимо медведей Биттера, входят косолапые из других стран мира, снова встречает гостей Берлина – 20 июля команда мишек вернулась в столицу Германии, где пробудет до 4 сентября.
«Биттеровских» мишек можно увидеть на их семейном сайте.
У международного проекта «United Buddy Bear» есть и свой сайт, где подробно и с многочисленными фотографиями освещаются самые последние новости из жизни косолапых.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Где делают ковры с ярко выраженными политическими убеждениями
Как люди в КНР набирают тексты
Фоторепортаж с Московского международного автосалона
За что сражаются на чужих полях русские легионеры?
За что миру стоит сказать «спасибо» русским
Эдуард Хиль был воплощением оптимизма на советской эстраде