Ставить вопросы кино, отмечать все интересное и значительное, появляющееся в области этого «быстро действующего» искусства, мы считаем одной из серьезнейших задач журнала молодежи.
Рекламы, яркие афиши, электрически зазывающие подъезды кинотеатров, доступность придти и на месте купить билеты - - все это незаметными толчками оказывает огромное влияние на массового потребителя. И нигде, как в кино, часты случаи, когда халтурное и убогое создает хвосты у касс, а действительно ценное проходит незамеченным. Нет еще, особенно среди молодежи, определившегося кино - вкуса. Часто самые непримиримые между собой направления (напр., Гарри Пиль и «Броненосец Потемкин») уживаются в фантастических вкусах юного зрителя...
Очень трудно пока еще ставить бытовую фильму.
К фильме «Ухабы» это имеет непосредственное отношение.
Сценарий фильмы, сделан режиссером А. М. Роом и В. Б. Шкловским по рассказу рабкора Дмитриева, напечатанному в ленинградском журнале «Резец», зачитывавшемуся на целом ряде комсомольских и рабкоровских собраний.
Сюжет фильмы таков: молодой рабочий - стеклодув Павел, член партии, женится на комсомолке Тане, работающей в шлифовальном отделении стекольного завода. Рождающийся у них ребенок не располагает Павла к семейной жизни.
Его раздражают пеленки, его злит новая домашняя обстановка, и он начинает тяготиться своей семейной жизнью. Он бросает семью и сходится с работницей - рисовальщицей Лизой. Таня, сокращенная к тому же с завода, остается одна с ребенком на руках. Тяжелые условия жизни Тани, материальная необеспеченность вынуждают ее пренебречь общественной и партийкой работой, и она постепенно отходит от комсомола.
Этот отрыв заставляет ячейку поставить вопрос о Тане. Учтя особенность ее положения, ячейка просит завком о восстановлении Тани на заводе. Таню принимают на работу, ребенка она устраивает в заводских яслях и вновь отдается общественной работе. У Павла жизнь не ладится с Лизой. Она оказалась простой мещанкой, и он скоро пришел к убеждению, что Лиза не заменит ему Таню. Наконец, он снова на холостом положнии, т. к. расходится с Лизой.
Таня, принимающая живое участие в работе клубного драмкружка, играет в пьесе роль, случайно схожую с той ролью, которую ей уже пришлось сыграть в жизни. По ходу действия, во втором акте ей приходится произносить слова: «Ты бросил меня, ты стал чужим мне и ребенку», - и обращаясь к своим товарищам работницам и рабочим, восклицает: «Можно ли так поступать с женщиной?» Публика взволнована, зная историю Тани, остро переживает ее слова, и взгляды всех устремляются на присутствующего здесь Павла. Через несколько дней Павел приходит в партколлектив и просит о переброске его на работу на соседний завод. Его застыдили и ему тяжело здесь работать. Павел уезжает, но уезжает вместе с Таней, они помирились, Павел сознал свою ошибку.
Актерам, занятым в фильме, Барановской, Ольгиной, Малышевой, Минину, Рейнину, Юреневу пришлось встретиться в своей работе с рядом трудностей, главным образом потому, что роли, которые они играли, должны были быть вполне правдоподобными и протекать на фоне несколько необычного производства стекла.
За время своего пребывания в Гусе - Хрустальном и Великодворье они не только изучали производство, но и учились работать до тех пор, пока не научились всем производственным процессам, связанным с их ролями.
Этот фильм претендует быть бытовым фильмом из жизни рабочей молодежи. Производственный материал, на котором она построена, в большей степени оправдывает эти претензии.
Наш журнал еще вернется к «Ухабам» после того как фильма будет показана на экране.
На фотографиях следующей страницы мы даем два снимка из «Ухабов»: Кадр мужской спальни на стекольном заводе («на холостяцком положении») и квартиры Павла и Тани (когда Павел начинает тяготиться семейной обстановкой.)
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.