- Моряком, - не задумываясь, ответил мальчик.
- Вот это хорошо. Моряк должен быть смелым, сильным, у тебя как раз есть эти качества. Но моряк должен быть очень образованным и дисциплинированным человеком. Почитай-ка книжки про моряков... Хочешь, я дам тебе книжку о нахимовцах? Ты увидишь, как они настойчиво и упорно учатся. Когда прочитаешь, подумай и реши честно сам для себя: смажешь ты быть таким или не сможешь...
- Ну? - опросила его Валентина, когда мальчик вернул книгу.
- Смогу, - твёрдо ответил Гриша. - Только ведь нахимовцам легче: у них и форма и морское дело с пятого класса, а я здесь один...
- Не один, а в коллективе, - поправила учительница. - Вот ты и должен другим пример показывать...
Много ещё неприятностей доставляло ей поведение Гриши, но мальчик с каждым днём вёл себя всё лучше.
А с каким уважением встречали Валентину родители учеников! Чаще всего учительница приносила радостные вести: Лида Большакова написала трудное сочинение на «отлично», и Валентина Ивановна спешила порадоваться вместе с её матерью; Валя Беляков хорошо разобрался в глагольных формах, которые долго не мог усвоить. Дома, его ругали за посредственные оценки. Ну как же не сообщить родителям об успехе Вали? Но учительница никогда не забывала напомнить родителям, что высокая успеваемость детей во многом зависит от правильного домашнего режима учащихся, от любовного и заботливого ухода за ребёнком.
Живая и общительная по своему характеру, Валентина быстро вошла в курс школьной жизни. Ей поручили вести литературный кружок. На занятиях литературного кружка ребята ещё ближе знакомились с родной литературой, читали и свои произведения. Валя Беляков, худощавый подвижной мальчик из шестого «Б», оказался способным юным поэтом. Валентина Ивановна привлекла его к участию в выпуске стенгазеты, и острые сатирические стихи Белякова помогли укреплению школьной дисциплины. А затем Валентина Ивановна организовала школьный кукольный театр, взяла в свои руки руководство драматическим коллективом. В праздничные дни они выезжали с концертами в соседние колхозы - «Прогресс» и имени Лысенко. Колхозные клубы были набиты до отказа. Преподаватели читали колхозникам интересные лекции, Слава Прохоров играл на баяне советские песни, другие ученики выступали с пением, стихами, пляской.
Хорошо жить, когда каждый твой день наполнен большим напряжённым трудом, когда знаешь, что труд твой высоко ценит народ. Такую же любовь к труду Валентина старается привить и своим ученикам. В её классе занимался мальчик Слава Митерев. Развитый я начитанный, он легко усваивал учебный материал, в школе слыл за отличника. Но товарищи не любили его. «Белоручка», «маменькин сынок», - говорили они про него. Валентина Ивановна узнала, что дома Слава грубят родителям, ленится принести воды, подмести пол. Валентина Ивановна начала борьбу за перевоспитание Славы. Были в школе педагоги, считавшие, что Федотова взваливает на свои плечи лишний груз, что она подменяет функции родителей по воспитанию ребёнка. Валентина не сдавалась. Вновь и вновь она доказывала своей работой, что высокое звание советского учителя накладывает несравненно большие обязанности, чем только преподавание в школе. И этот экзамен она выдержала с честью...
Позади время сомнений, неверия в свои силы, робости. Уверенным шагом входит Валентина Ивановна в класс, внимательным, спокойным взглядом смотрит на учеников. Теперь она знает каждого из сидящих за партами. Знает не только их способности, склонность к тому или иному предмету, но и детские мечты, желания. Однако работать не стало легче. Надо много готовиться к каждому уроку, неустанно отыскивать самые верные пути к сердцам учеников. Она классный руководитель шестого класса «А»... И тут непочатый край работы. И даже теперь ещё бывают ошибки, неудачи, ибо труд педагога - непрерывное искание.
На книжных полках в комнате Валентины Ивановны стоят любовно подобранные томики. Ребята любознательны, пытливы. Иногда учительнице приходится отвечать на такие вопросы, которые требуют специальной подготовки. Вот почему в библиотечке Валентины не только художественная литература, но и книги по истории, искусству, философии. Да и сама Валентина не перестаёт учиться, обогащать свои знания.
Прошёл ещё один учебный год. Как-то Валентина Ивановна зашла в облоно. К ней подвели невысокую ясноглазую девушку в скромном синем костюме:
- Вот, Валентина Ивановна, познакомьтесь: Юлия Ивановна Шулишнина, направляем в вашу школу...
Сколько разговоров было у них в дороге! Юля только что окончила институт. Она заглядывала в лицо Валентины тревожными глазами и всё спрашивала, трудно ли работать, строгий ли директор, сколько учеников в классах.
А Валя смотрела на неё и, улыбаясь, вспоминала свои страхи и сомнения.
- Вы мне поможете, да? - спрашивала Юля.
- Конечно, Колечка, конечно! - отвечала Валя, удивляясь, что теперь уже от неё ожидают помощи.
Наступил новый учебный год. Школьные классы наполнились отдохнувшими за лето весёлыми, трудолюбивыми ребятами. За учительским столом снова Валентина Ивановна Федотова. Она рассказывает ученикам о прекрасном и могучем русском языке, о великой русской литературе. Вместе с нею к благородному труду педагога приступили сотни тысяч молодых учителей.
Больших, славных успехов вам, товарищи!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.