Последний рейс

И Иванов| опубликовано в номере №607, сентябрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ранним утром пять машин «ЗИС-151», медленно переваливаясь, вышли ив ворот главной автобазы Средазгидростроя. Дорога сразу же повернула на юг. Невысокие строения Тахиа-Таша скрылись за плотной пеленой пыли, рванувшейся в небо из-под колёс массивных грузовиков.

Трудно вести машину по неровной дороге, измятой гусеницами тяжёлых экскаваторов, бульдозеров, тягачей. Автомобиль сильно подбрасывает на частых рытвинах, которые на шофёрском языке называются «гребёнкой». Совсем недавно основный транспортом здесь были ишаки да верблюды, и, трудно было предположить, что скоро такой густой поток мощной современной техники хлынет по этим дорогам.

Машины осторожно перебираются по тонким «ишачьим» мостикам, перекинутым через арыки, а иногда идут прямо по целине, объезжая участки строящегося нового шоссе.

Маршрут автоколонны: Тахиа-Таш-Ургенч - Тахиа-Таш. С железнодорожной станции Ургенч на стройку машины доставляют цемент, железо, части сборных жилых домов.

Бригадир шофёров коммунист Николай Ночка организовал молодёжную скоростную автоколонну. Время пробега скоростники сократили более чем в два раза: маршрут в оба конца с погрузкой они стали проделывать за восемнадцать часов вместо сорока, определённых по норме.

В кабине молодого шофёра Евгения Батенева мы вместе со всей колонной отправились в очередной рейс.

Евгений Батенев родился и вырос здесь, в Средней Азии. Он рассказал нам историю своей жизни.

... Он только появился на свет, когда отец его, рядовой красноармеец отряда, боровшегося с басмачами, пропал без вести. Вскоре умерла и мать. Мальчик воспитывался в детском доме. Здесь он получил образование и профессию -стал шофёром. В годы войны он участвовал в обороне Сталинграда. Демобилизовавшись из армии, Евгений вернулся в родные шеста. На строительстве Главного Туркменского канала он работает с первых дней.

Однажды портрет стахановца-шофёра был напечатан в газете. Через несколько дней вечером в комнату общежития, где жил Евгений, вошёл незнакомый пожилой человек.

- Вы, товарищ, к кому? - обратился к нему Евгений. Незнакомец молчал. Он как-то странно и радостно вглядывался в лицо молодого шофёра.

- Вы ко мне? - ещё раз спросил тот.

Наконец дрожащим, взволнованным голосом гость проговорил:

- Женя, сын, неужели не узнаёшь?!

Да. Это был его родной отец, которого он потерял более двадцати лет назад.

Долго, не скрывая слёз, рассказывал отец сыну о том, как, в пустыне окружили их отряд превосходящие силы басмачей. Лишь немногим удалось выйти из окружения. Без воды, по раскалённым пескам Кара-Кумов добирались они до караванной тропы. В последнюю минуту двух умирающих красноармейцев подобрал караван. Выйдя из лазарета, где он пролежал несколько месяцев, Батенев-отец уже не нашёл своей семьи. Ему сказали, что жена и сын умерли. И только портрет в газете спустя много лет помог ему вновь обрести сына.

... Евгений хорошо знает окрестные места, он охотно рассказывал, когда и кем прорыт каждый из встретившихся по дороге магистральных каналов, называл имена аулов и районных центров, показывал развалившиеся мечети и новые хлопкоочистительные заводы.

За несколько часов пути мы пересекли границы трёх республик: Каракалпакии, Узбекистана и Туркмении.

Встречные люди приветливыми взглядами провожали зелёный «ЗИС» с надписью на кабине «Средазтидрострой». Колхозники-каракалпаки, ехавшие на верблюдах, оборачивались к машине и уже издали махали ей рукой. Когда Батенев набирал из арыка воду, председатель туркменского колхоза долго уговаривал его испробовать вкусного плова.

- Спасибо. Мы очень торопимся. Заедем в другой раз, - с виноватой улыбкой, боясь обидеть гостеприимного человека, объяснял шофёр-скоростник.

По пути встречались плодородные, напоённые водой зелёные хлопковые и рисовые поля. Но попадались и такие земли, куда вода не дошла. Соль, как плотный белый снег, круглый год лежит на этих землях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об одном из лучших режиссеров нашей страны Никите Сергеевиче Михалкове, о  яркой и очень непростой жизни знаменитого гусара Дениса Давыдова, об истории любви крепостного художника Василия Тропинина, о жизни и творчестве актера Ефима Копеляна, интервью с популярнейшим певцом Сосо Павлиашвили, детектив Ларисы Королевой и генерал-лейтенанта полиции Алексея Лапина «Все и ничего и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Железный Феликс

К 75-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского