Учись и строй

  • В закладки
  • Вставить в блог

Среди необъятных просторов нашей Родины есть небольшой, мало кому известный аул Орталык. Недавно название этого аула, возникшего всего восемнадцать лет назад, промелькнуло на страницах центральных газет. В маленькой хроникальной заметке сообщалось, что тридцать пять молодых колхозников аула учатся теперь в вузах и техникумах столицы Казахстана.

Студенты... Молодые юноши и девушки с пытливыми глазами, в которых горит огонёк замыслов и исканий, с золотыми руками, жаждущими труда и подвигов. Сколько их в нашей стране, ставшей колыбелью подлинно человеческой науки и культуры!

В Москве и Хабаровске, в Тбилиси и Харькове, в Ташкенте и маленьком ауле Орталык - всюду живут миллионы юношей и девушек, перед которыми широко распахнуты двери высших учебных заведений страны.

Наша страна - страна тридцати двух университетов. Последний по счёту - Сталинабадский государственный университет - открылся осенью нынешнего года. Это свидетельствует о том, как неуклонно ширится неслыханная для буржуазного Запада по своей грандиозности система высшего образования в СССР. Вот средний по численности населения университетский город Саратов. В одном только Саратове студентов в два раза больше, чем в таких европейских государствах, как Дания, Норвегия, Швеция, Голландия.

Советский студент - это нечто совершенно новое, чего не было в дореволюционной России, чего нет и не может быть в странах буржуазного Запада.

Пройдёмся по широким коридорам советского вуза, заглянем в светлые аудитории, приоткроем двери многочисленных лабораторий, огромных библиотек, уютных читален. Какой чистый и здоровый воздух дружбы, неутомимой энергии, высоких стремлений и героических идеалов!

Мы помним о том, что немало великих русских людей вышло из стен высших учебных заведений дореволюционной России. Мы свято чтим демократические традиции Московского университета (как, впрочем, и других университетов страны), являвшегося не только очагом культуры, но и центром тогдашней революционной мысли. Мы, наконец, верим в ясные головы и пламенные сердца лучших представителей прогрессивной молодёжи Запада, обучающейся сейчас в колледжах и университетах. Но при всём этом только советский студент- носитель принципиально новых черт характера. Возьмём учёбу. Буквально с первого класса, с букваря, мы воспитаны в духе верности своему гражданскому долгу. Пока мы в школе, наш долг - хорошо учиться. В стенах вуза чувство ответственности за свои успехи или неуспехи в занятиях становится зрелым и серьёзным чувством, делающим наши поступки решительными и целеустремлёнными.

Пройдитесь вдоль пролёта мартеновского цеха. Из уст различных людей с разными интонациями вы услышите одно и то же слово: «сталь». В советском институте или университете таким словом является слово «учёба». «За качество учёбы» - пестрят заголовки стенгазет. Об успеваемости студентов говорят на комсомольском бюро. О пятёрках и тройках спорят в общежитии.

Главное - учиться. Учиться хорошо, отлично, так, чтобы ни один день учебного года не пропадал даром. Таков советский вуз, таков советский студент, чувствующий себя частичкой сплочённого, духовно богатого, идущего вперёд коллектива.

Зарубежный студент не знает этого прекрасного чувства коллективизма. Да и, собственно говоря, всё то, чему учат студентов США, Англии и других буржуазных стран Запада, не может вдохновить нормально мыслящего молодого человека. Всё то, чему учат зарубежных студентов, может, наоборот, оттолкнуть от науки.

Чему же их учат?

Их учат ненавидеть науку, ибо настоящая наука - всегда «крамола» для реакционеров. Их отучают думать, ибо трезвый рассудок и логика не вяжутся с нынешней политикой англо-американских заправил.

Вместо социальных наук им преподносятся реакционные бредни, ничего общего с наукой не имеющие. Вместо передовой философии их потчуют эклектической похлёбкой, которую профессор Гарвардского университета Ральф Пери назвал «опиумом для интеллигенции». Вместо географии бывший военный корреспондент «Таймса» Сирил Фоллс внушает им, что всё Восточное полушарие представляет собой ряд концентрических кругов британских «жизненно важных пространств». Вместо литературы им рекомендуют смесь порнографии с восторженным любованием психопатологией убийц, профессиональных воров и умалишённых. Вместо истерии перед ними с пеной у рта клевещут на Советский Союз.

Ведь это не только анекдот, но и позорный факт, что в стране «классической демократии» - Америке - при опросе слушателей Денверского университета оказалось, что 95 процентов студентов имеют весьма поверхностное представление о Советском Союзе.

Но не только отношением к учёбе наш студент на голову выше студента зарубежного. Учебный курс - это сегодняшний день студента. Научно-исследовательская деятельность - его завтрашний день. Но уже сегодня советский студент, опережая время, вступает в своё завтра.

Кто не знает о том, что в последнее время установившейся традицией стали студенческие научные конференции! Они прошли во многих городах нашей страны: в Москве и Ленинграде, в Свердловске и Горьком, в Казани и Одессе. На этих конференциях, проводимых по инициативе городских и вузовских организаций комсомола, ярко и выпукло проявился замечательный характер советского студента.

Я вспоминаю научную конференцию вузовцев Харькова. Это было в двадцатых числах апреля. Комсомольская общественность приурочила конференцию ко дню рождения Владимира Ильича Ленина. В 1920 году на III съезде комсомола Владимир Ильич говорил о задачах Союза коммунистической молодёжи. Эти задачи, эти заветы, ставшие программой жизни поколения, воспитанного Октябрём, прозвучали на харьковской конференции, как осуществлённая реальность. С докладами выступали и дипломники, за плечами которых несколько лет упорной учёбы, и первокурсники, только недавно распрощавшиеся с партой десятилетки. Будущие учёные, инженеры, преподавателя продемонстрировали широту и глубину научных интересов, пытливость ума и эрудицию, способность мыслить оригинально и благородные стремления прокладывать в науке новые, ещё не изведанные пути.

И самое главное, что радовало в работах участников конференции - это подлинное чувство времени. Это замечательное чувство вдохновляло будущих учёных на такие работы, которые, прежде всего, актуальны, а, следовательно, нужны, могут быть использованы на производстве. Стать полезным Родине - вот критерий, с которым подходит советский студент к своей учёбе, к своим первым научным исследованиям, к своей жизни.

После войны в аудиториях вузов появилась новая фигура. Это молодой человек в армейском кителе с разноцветными орденскими ленточками, а иногда и со Звездой Героя на груди. Он выглядит чуть старше остальных студентов, но не потому, что подолгу засиживался на одном и том же курсе, а потому, что были четыре года Великой Отечественной войны. Это тот, о ком сказал поэт Евгений Долматовский: «Студент с седою головой, конспекты в сумке полевой».

К нему, к этому студенту, прислушивается молодёжь. Он становится застрельщиком всего нового и полезного в жизни института, факультета, группы. Он, прошедший с боями пол-Европы, приносит сюда, в аудитории вуза, чувство товарищества, высокую требовательность к себе и принципиальность в поступках и отношениях с людьми.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Критика и библиография

Стихи Семена Гудзенко