У станка и за партой

Александр Рекемчук| опубликовано в номере №655, сентябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Преподаватель химии Николай Васильевич Швецов поднял с земли кусок породы и подбросил его на ладони.

- Итак, мы сегодня убедимся воочию, как из этого неказистого камня рождается металл...

В соответствии с программой политехнизации обучения педагог проводит сегодня очередную экскурсию учащихся школы рабочей молодежи в цехи Ново - Липецкого металлургического завода.

Ученики внимательно слушают объяснения педагога, задают множество вопросов, хотя для них эта экскурсия - почти то же, что путешествие по собственному дому. Все участники экскурсии - рабочие Ново - Липецкого металлургического завода, все они учащиеся школы рабочей молодежи № 3.

В доменном цехе экскурсанты появляются в тот самый торжественный момент, когда удар гонга возвещает об окончании плавки. Ослепительная струя металла бежит по желобу. Брызжут искры. Наполняются расплавленным чугуном многотонные ковши...

- Здорово! - с восхищением замечает высокий худощавый юноша.

Это Николай Плотников. Он работает газовщиком в этом же цехе, и хотя сотни раз наблюдал выпуск плавки, зрелище это сейчас взволновало его по - настоящему.

Три года назад, вернувшись из армии, Николай Плотников пришел в доменный цех. Здесь обучился профессии, перенял навыки у старых рабочих.

- Значит, все ясно? - спросил Плотникова главный инженер, принимавший экзамен по техминимуму.

- Что ж тут неясного? - пожал плечами юноша. - Немудреное дело...

Но когда Николай Плотников поступил в школу рабочей молодежи и впервые раскрыл учебник химии, он вдруг понял, что новая профессия показалась ему «не - мудреным делом» только потому, что знал он ее лишь с внешней стороны. Книга стала для Плотникова тем смотровым глазком, через который горновые заглядывают в бушующую стихию доменной печи. С каждым уроком все меньше таинственного и непостижимого оставалось за этим глазком, но с каждым уроком все больше вопросов возникало в пытливой голове молодого доменщика.

Будущей весной Плотников закончит десятый класс и тогда - дело решенное - поступит в заочный металлургический институт.

К педагогу и экскурсантам подходят доменщики работающей смены в спецовках и широкополых шляпах, осыпанных сверкающей графитовой пылью. Многие из них завтра утром тоже придут в класс и потому справляются:

- А для нас будет экскурсия? Очень хочется на все это со стороны поглядеть...

Подходят старики - горновые перекинуться словом: они с учителем знакомы давно.

В дни летнего отпуска Николаю Васильевичу не сидится дома. Он покидает свой небольшой вишневый сад, посаженный собственными руками, и отправляется за реку - в школу. Там полным ходом идет ремонт. Стены забрызганы краской, на полу густой слой извести, у дверей громоздятся ряды парт, поставленных друг на друга. Но в одной из комнат уже наведен полный порядок: здесь принимаются заявления от желающих продолжать свое образование без отрыва от производства.

Николай Васильевич раскрывает папку, в которой хранятся эти заявления. Покамест он может познакомиться со своими новыми учениками только по этим документам. Но как много могут рассказать и они!

Различными путями приходят ученики в вечернюю школу.

... Как - то, вернувшись с работы, Михаил Александрович Кастрыкин, ветеран Ново - Липецкого металлургического завода, завел со своим сыном Ваней такой разговор:

- Экзамены сдал, сынок?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены