Преподаватель химии Николай Васильевич Швецов поднял с земли кусок породы и подбросил его на ладони.
- Итак, мы сегодня убедимся воочию, как из этого неказистого камня рождается металл...
В соответствии с программой политехнизации обучения педагог проводит сегодня очередную экскурсию учащихся школы рабочей молодежи в цехи Ново - Липецкого металлургического завода.
Ученики внимательно слушают объяснения педагога, задают множество вопросов, хотя для них эта экскурсия - почти то же, что путешествие по собственному дому. Все участники экскурсии - рабочие Ново - Липецкого металлургического завода, все они учащиеся школы рабочей молодежи № 3.
В доменном цехе экскурсанты появляются в тот самый торжественный момент, когда удар гонга возвещает об окончании плавки. Ослепительная струя металла бежит по желобу. Брызжут искры. Наполняются расплавленным чугуном многотонные ковши...
- Здорово! - с восхищением замечает высокий худощавый юноша.
Это Николай Плотников. Он работает газовщиком в этом же цехе, и хотя сотни раз наблюдал выпуск плавки, зрелище это сейчас взволновало его по - настоящему.
Три года назад, вернувшись из армии, Николай Плотников пришел в доменный цех. Здесь обучился профессии, перенял навыки у старых рабочих.
- Значит, все ясно? - спросил Плотникова главный инженер, принимавший экзамен по техминимуму.
- Что ж тут неясного? - пожал плечами юноша. - Немудреное дело...
Но когда Николай Плотников поступил в школу рабочей молодежи и впервые раскрыл учебник химии, он вдруг понял, что новая профессия показалась ему «не - мудреным делом» только потому, что знал он ее лишь с внешней стороны. Книга стала для Плотникова тем смотровым глазком, через который горновые заглядывают в бушующую стихию доменной печи. С каждым уроком все меньше таинственного и непостижимого оставалось за этим глазком, но с каждым уроком все больше вопросов возникало в пытливой голове молодого доменщика.
Будущей весной Плотников закончит десятый класс и тогда - дело решенное - поступит в заочный металлургический институт.
К педагогу и экскурсантам подходят доменщики работающей смены в спецовках и широкополых шляпах, осыпанных сверкающей графитовой пылью. Многие из них завтра утром тоже придут в класс и потому справляются:
- А для нас будет экскурсия? Очень хочется на все это со стороны поглядеть...
Подходят старики - горновые перекинуться словом: они с учителем знакомы давно.
В дни летнего отпуска Николаю Васильевичу не сидится дома. Он покидает свой небольшой вишневый сад, посаженный собственными руками, и отправляется за реку - в школу. Там полным ходом идет ремонт. Стены забрызганы краской, на полу густой слой извести, у дверей громоздятся ряды парт, поставленных друг на друга. Но в одной из комнат уже наведен полный порядок: здесь принимаются заявления от желающих продолжать свое образование без отрыва от производства.
Николай Васильевич раскрывает папку, в которой хранятся эти заявления. Покамест он может познакомиться со своими новыми учениками только по этим документам. Но как много могут рассказать и они!
Различными путями приходят ученики в вечернюю школу.
... Как - то, вернувшись с работы, Михаил Александрович Кастрыкин, ветеран Ново - Липецкого металлургического завода, завел со своим сыном Ваней такой разговор:
- Экзамены сдал, сынок?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.