Среди помещенных здесь снимков нет одного, - на котором была бы запечатлена степь, какой открылась она новоселам в марте 1954 года. Но картину тех дней может легко восстановить в памяти любой старожил Май - Балыка. Спросите об этом хотя бы Раю Корчагину - она сюда приехала с первым эшелоном.
Равнина, равнина и равнина - ни леска, ни кургана... Такой увидела тогда девушка степь. В неглубокой котловине, заросшей побуревшим тростником, кое - где плескалась соленая вода. Местные жители, казахи - скотоводы, называли эту котловину озером Май - Балык. Они рассказывали, что когда - то озеро было пресноводным и в нем водилось видимо - невидимо рыбы, рыбы жирной, что по - казахски означает «балык». Но, по всей видимости, это было давно. А в ту пору, когда сюда пришли новоселы, покой степного озера не нарушали ни всплески резвящейся рыбы, ни крики птичьих стай. Дремотная тишина стояла у Май - Балыка.
Но с того холодного мартовского утра, когда на берегу озера появилась первая палатка, все вокруг переменилось. Два мощных трактора с необычными плугами протянули по степи грейдер. И помчались по этому грейдеру машины, доставляя в Май - Балык все новые и новые отряды добровольцев. Вслед за ними тянулись тракторы, автомашины, полевые вагончики, кухни, щиты сборных домов. За озером день и ночь гудели моторы, полыхали зарницы костров: молодые патриоты поднимали целину. Каштановые разливы пахоты с каждым днем растекались все дальше и дальше...
С тех пор прошло всего два с половиной года. А на берегах Май - Балыка уже вырос - видный издалека - поселок рабочих Булаевского зерносовхоза. В нем около сотни жилых домов, мастерские, склады, столовая, баня, магазин, школа, больница, клуб, - словом, все, что необходимо людям для того, чтобы они жили удобно, культурно, богато.
Май - Балык - один из четырехсот двадцати пяти новых поселков, возникших за последнее время на целине. Жизнь здесь давно вошла в свою обычную колею. Поселок просыпается с первыми лучами солнца, разбуженный криками петухов с Южной улицы, где живут застройщики. Потом улицы оглашаются детским смехом - это юные новоселы спешат в школу. Говорит радио... Афиши извещают рабочих совхоза о том, что сегодня в клубе демонстрируется новый кинофильм...
В этом году целинники вырастили небывалый урожай. Со всех двадцати четырех тысяч гектаров они получили в среднем по сто пудов пшеницы, а на полях некоторых бригад - таких, как Николая Дейнеги и Василия Пчелинцева, - по сто двадцать пудов и больше. В страдную пору сюда приехали комсомольцы из Горьковской области, с Украины, чтобы помочь булаевцам во - время и без потерь убрать урожай. Одни из них встали у штурвалов комбайнов, другие работали шоферами, третьи очищали и сортировали зерно на токах. В счет казахского миллиарда пудов хлеба труженики Булаевского зерносовхоза сдали государству два миллиона пудов отборной пшеницы!
Но вот урожай убран. Казахстан рапортовал Родине о выполнении взятых обязательств. Опустели тока, зато полны хлебом амбары, склады, глубинки, элеваторы. С полевых станов на центральную усадьбу, к Май-Балыку, возвращаются новоселы и вместе с ними комсомольцы, приехавшие оказать им помощь на время уборочных работ. И кое - кому уж не хочется расставаться. В один из дней, в час, когда на степь опускались летние сумерки, мне довелось встретить девушку и юношу. Они шли, взявшись за руки, тихо беседуя о чем - то своем. И мне подумалось тогда: может быть, съездив ненадолго к себе домой, в Павлов - на - Оке, этот юноша вернется сюда, и вскоре тут будет еще одна семья. И на улице Южной вырастет еще один домик...
Кто знает!... Во всяком случае, пожелаем счастья и сегодняшним и завтрашним новоселам!...
Северный Казахстан, совхоз «Булаевский».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть о приключениях капитана Дементьева (Продолжение. Cм. «Смену» №№ 17 и 18)