Он написал музыку к комедии Шекспира «Много шума из ничего», которую ставил Театр имени Вахтангова. Эта музыка была написана с подлинным блеском, нарядно, остроумно. Основная линия шекспировской комедии была бережно подхвачена музыкой, веселой, здоровой, очаровательно «разговорчивой» мелодией.
Хренников продолжал работать в театре. Он написал музыку еще к двум спектаклям Театра имени Вахтангова: «Без вины виноватые» и «Шел солдат с фронта». Но все это была как бы подготовительная работа к чему - то важному и большому.
Таким важным и большим стала опера, которую предложил написать композитору Театр имени Немировича - Данченко. Тема оперы не была еще выбрана. После поисков и раздумья Хренников решил остановиться на романе Н. Вирта «Одиночество» и использовать его для либретто.
Опера, задуманная вначале как лирическая, в процессе работы изменялась, углублялась, становилась все значительней и серьезней. Изменилось либретто: в музыку входило новое содержание, новые мысли. Лирическая тема переплеталась с темой земли, темой народа. В опере появился новый образ - образ В. И. Ленина.
Работа над оперой была чрезвычайно сложна и ответственна. Для показа ее героев - советских людей - надо было найти особый музыкальный язык. Всякая фальшь здесь была поистине нетерпимой. Надо было обладать очень тонким чутьем, чтобы найти именно такие мелодические интонации, которые соответствовали бы образу. Работая над музыкальным материалом, надо было точно проверить, будет ли он подходить к данной сюжетной ситуации, будет ли он естественно рождаться из нее. Это был экзамен на правдивость чувств, правдивость образов.
Уж в первых частях оперы ярко сказалась индивидуальность композитора. Хренников вкладывает в свою большую работу все правдивое, чистое и певучее, что копилось в нем еще с детства.
Великолепное мелодическое богатство, прозрачность и чистота мелодий пленяют всякого, кто слушает оперу Хренникова. Но здесь можно уловить не только лиризм композитора, задушевность его: в опере есть большое драматическое напряжение, иногда настоящий трагизм. В опере действуют большие страсти, в ней есть и кровь и ткань живой жизни.
Оркеструя оперу, Хренников показал себя мастером. Инструментовка его прозрачна и тонка. Перевод музыкального материала с звучания рояля на сложное, полное разнообразнейших голосов звучание оркестра - это работа трудная и интересная. Вдруг при проверке становится ясно, что оркестр звучит «неплотно», что у певцов здесь нет «опоры для голоса», - и композитор снова трудится, снова вносит изменения в написанное. В каком - то куске оркестровка вдруг стала грузной, пестрой, инструменты слишком быстро сменяют друг друга, вместо напряжения или драматизма внесена суетливость... Надо избавиться от этого. В другом месте надо дать протяженность звучания, то, что дает в рояле педаль, - и здесь вступает валторна - душа оркестра...
Опера носит название «В бурю». Ее ставят три театра в Москве: Большой театр, Театр имени Немировича - Данченко и студия Шацкого; ставят также Театр имени Кирова в Ленинграде и театры в Киеве, Саратове, Казани.
Ранее всех оперу покажут Театр имени Немировича - Данченко и Театр имени Кирова, где работа над ней уже почти закончена.
Мы ждем первую оперу молодого композитора с нетерпением, ибо Тихон Хренников уже многое обещал нам свежим, интересным и значительным своим дарованием.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.