Творческий путь комсомольского поэта

Б Мейлах, А Волков| опубликовано в номере №210-211, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

На натиск, на подъем.

Машины полным ходом.

Нажмем.

Нажмем.

Нажмем.»

В стихотворении «Песня о Волго - Доне» - тема о гигантском хозяйственном строительстве разрабатывается Жаровым лубочно, в духе ложно - народной песенной романтики.

«Стенька Разин,

В срок недолгий

Явью стал не твой ли сон,

Говорят, что в гости к Волге,

В гости к Волге вышел Дон.»

В другом стихотворении «Наши женщины» Жаров перекликается с И. Уткиным, пытаясь найти «интимные пружины» социалистического соревнования и ударничества. Жаров пугает мужей творчески беспомощных, то - бишь мало активных и пассивных на производстве тем, что их жены «не обовьют рукой горячей, не обдадут сиянием теплых глаз». Все это нужно отнести к числу недостатков сборника «Великое состязание», которые не изжиты еще Жаровым в последних стихах.

Последняя книжка Жарова «Стихи и уголь» говорит о дальнейшей органической перестройке мировоззрения поэта. Поэт включается в непосредственную борьбу за уголь. Оружием художественного слова он бьет рвача, прогульщика, противопоставляет им передовых производственников, энтузиастов социалистического строительства. Поэма «Евстигней Рощин», вошедшая в сборник, несмотря на ряд недостатков, является шагом вперед по пути Жарова к подлинной творческой перестройке. Несомненным достоинством поэмы является тот факт, что Жаров переводит общий лозунг борьбы за овладение техникой на язык конкретного художественного образа. Но тем не менее, и здесь Жаров не избег схематизма. Сплошь да рядом, Жаров «агитирует» не делами и поступками Рощина, а «абстрактными лозунгами. Между тем, в поступках Рощина есть элементы старого, которые поэтом не разоблачаются в достаточной степени, а если и отрицаются, то слишком легко, без борьбы.

«Эх, ма, обушок,

Дружно, обушок,

Прощевай, голуби.

Нашей лавы горняки

Побросали обушки,

Перешли на врубы».

Это говорит о несовершенстве творческого метода Жарова. Результатом этого несовершенства является неумение Жарова показать действительность глубоко, во всем ее многообразии. Дело не только в том, как это думает Алтаузен, что Жаров не умеет показать противоречия. Для Алтаузена показ противоречий является самоцелью, между тем, как марксизм не ограничивается констатациями противоречий. Это мелкобуржуазному филистеру свойственно ограничиваться констатацией противоречий, ибо он сам олицетворяет собой «общественное противоречие, воплощенное в действие» (Маркс). В противоположность мелкобуржуазному идеологу, пролетарский писатель должен показать, как эти противоречия разрешаются, как на основе этого создается новое социалистическое качество. Этого не понял Алтаузен, предлагая свои «лечебные» рецепты «больному» Жарову.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены