Творческая заявка

Олег Ефремов| опубликовано в номере №740, март 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Театр - студия «Современник», пожалуй, самый молодой театр в нашей стране: он существует немногим больше года. Но о его спектаклях уже говорят, его дебют тепло встречен зрителем. Наш корреспондент обратился к руководителю театра - студии Олегу Ефремову с просьбой рассказать о том, как возник «Современник», поделиться с читателями планами на будущее.

Зимой 1956 года группа молодых актеров, в основном воспитанников школы - студии при МХАТе, решила репетировать пьесу В. Розова «Вечно живые». Все мы работали в то время в разных московских театрах, но нас соединяло страстное желание нового, увлекала возможность поискать это новое, опираясь на традиции Художественного театра. Мы понимали: не внешняя форма определяет театр - и стремились ярче выразить тему сегодняшнего дня, передать биение современной жизни, раскрыть силы всепобеждающего движения вперед. Такую цель ставил перед собой наш небольшой коллектив.

Репетировать вначале приходилось по ночам, так как днем все мы были заняты в театрах на основной работе. Часть товарищей в этот период не выдержала и ушла, но энтузиасты остались: они верили в начатое дело, в новый театр.

Мы ставили «Вечно живых» В. Розова. Оформление к спектаклю помогли сделать студенты постановочного факультета школы - студии МХАТ. Музыку написал студент Института имени Гнесиных Р. Хозак, художниками были тоже студенты.

Несколько первых спектаклей сыграли в помещении школы - студии. Часто после заключительной сцены зрители сами требовали обсуждения. Начинались горячие споры о новаторстве, о задачах искусства. И, следует сказать, эти взыскательные обсуждения очень помогали нам.

На следующий год спектакль «Вечно живые» показали уже на сцене филиала МХАТа. Это была своего рода творческая заявка, наша работа выносилась на широкий общественный суд. Зрители и пресса высказались положительно. Так начала существовать «Студия молодых актеров», которая позднее была названа театром - студией «Современник». МХАТ взял над нами шефство, предоставил помещение для репетиции, сцену. Актеры получили возможность уйти из театров, где они работали до этого. И вместе с тем МХАТ оставил за нами творческую самостоятельность, право самим подбирать репертуар и артистов.

К этому времени сложился и основной костяк нашего коллектива, в который вошли, как я уже говорил, молодые актеры из разных московских трупп. Из МХАТа пришли Игорь Кваша, Михаил Зимин, Евгений Евстигнеев, Светлана Мизери; из Театра имени Моссовета - Лидия Толмачева: из Центрального театра Советской Армии - Николай Пастухов и Виктор Сергачев; из Центрального детского театра - автор этих строк.

Актеры, которых я назвал, имели уже некоторый творческий опыт, и со многими из них наш московский зритель успел познакомиться. Самыми молодыми участниками коллектива были Олег Табаков и Галина Волчок, которые поступили в новый театр сразу после окончания школы - студии

имени В. И. Немировича - Данченко.

Окрыленные успехом «Вечно живых», мы вскоре поставили вторую пьесу В. Розова, «В поисках радости». Этот спектакль виделся нам как острый публицистический разговор со зрителем о честности, о принципиальности, об ответственности гражданина за все, что происходит в мире. Нам хотелось, чтобы зритель, познакомившийся с героями пьесы - людьми, живущими интересами нашего Отечества, и типичными мещанами, устраивающими только собственное благополучие, - уходя со спектакля, подумал о собственном пути в жизни, о том, какую пользу он приносит народу, Родине.

И в оформлении спектакля мы старались всячески подчеркнуть эту мысль, сделать обобщения. Поэтому декорации задней части сцены представляют собой очертания большого города. Нам хотелось сказать: борьба с мещанством не частная проблема одной квартиры, она идет повсюду, в каждом доме.

В комнате у Клавдии Васильевны над диваном висит клинок ее мужа, погибшего в боях за Советскую власть. Человека нет, но оружие его осталось. И сын Клавдин Васильевны. Олег, как бы продолжая дело отца, воюет и сейчас. Воюет против крохоборства, жадности, лицемерия.

Театр наш еще находится в процессе становления, у него еще нет постоянной труппы, но мы надеемся, что в скором времени Министерство культуры СССР решит вопрос со штатами, утвердит состав актеров.

Коллектив сейчас трудится над пьесой итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо «Никто». Это произведение, запрещенное в Италии Ватиканом, привлекает нас яркой любовью к простым людям, к их судьбам. Разговор в пьесе идет о юношах и девушках, поэтому думается, что спектакль будет интересен для нашего молодого зрителя. Одновременно мы продолжаем работу с молодым драматургом А. Ставицким, который предложил театру свою первую пьесу под условным названием «Я не ставлю точку».

Мечтаем мы о гастрольных поездках по стране. Это помогло бы молодому коллективу проверить себя, быстрее устранить недостатки, найти еще что - то новое. Ведь театр призван выражать думы и чаяния, поиски и надежды своих замечательных современников.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены