Большой зал консерватории. На эстраде, рядом со столом президиума, поблескивая чёрным лаком, стоит раскрытый рояль.
- Комсомольское собрание объявляю открытым, - говорит председательствующий. - Слово предоставляется студенту IV курса Илье Польскому.
Но Илья Польский не двигается с места. Он продолжает сидеть среди публики и только чуть-чуть подаётся корпусом вперёд. А на эстраду вместо него поднимаются концертмейстер и четыре музыканта - прославленный квартет имени Леонтовича. В зал несутся звуки музыки. Комсомольцы внимательно слушают. Некоторые делают у себя в записных книжках какие-то пометки.
Следующее «слово» предоставляется Валентине Жубинской. Она занимает место за роялем и виртуозно исполняет новое, незнакомое произведение. Жубинскую сменяет у рояля комсомолец Виталий Сечкин, за ним выступает Борис Яровинский.
Так началось открытое комсомольское собрание Харьковской консерватории. На повестке дня стоял творческий отчёт студентов-комсомольцев теоретико-композиторского факультета. Докладчики не говорили, они отчитывались перед комсомольской организацией в работе и учёбе исполнением своих собственных произведений.
А потом развернулись прения. Два дня продолжалось это не совсем обычное комсомольское собрание. Выступавшие подробно разбирали достоинства и недостатки прослушанных произведений, давали авторам советы.
Комсомольцы говорили о том, что для повышения идейно-политического уровня будущих композиторов и Музыкантов необходимо, в частности, завязать творческую дружбу со студентами родственных вузов и практиковать творческие отчёты студентов консерватории перед широкой молодёжной аудиторией. Так и было записано в решениях комсомольского собрания.
... Громадные афиши возвещали о предстоящем «Вечере трёх институтов». Студенты ждали его с нетерпением: удастся или не удастся это начинание?
Оно удалось на славу. Инициаторы вечера, студенты консерватории, радушно принимали у себя гостей - студентов родственных творческих вузов: Театрального и Художественного. В фойе заранее были развешаны полотна - работы студентов Художественного института. Один из преподавателей института рассказывал, над чем и как работают студенты, какая идея вложена в ту или иную картину.
Затем состоялся большой концерт из двух отделений, поставленный совместно силами студентов консерватории и Театрального института. В программе были скрипка, фортепиано, виолончель, пение; студенты Театрального института поставили несколько отрывков из «Весны в Москве», «Гибели эскадры» и др. В концерте выступил приехавший в гости к студентам Яков Флиер. Закончился праздник танцами в сопровождении студенческого оркестра консерватории. С того времени «вечера дружбы» устраиваются регулярно.
Тесные связи завязали воспитанники консерватории и с комсомольцами некоторых харьковских предприятий. Несколько раз выступали студенты консерватории со своими творческими отчётами на собраниях комсомольцев Харьковского тракторного завода и завода Транспортного машиностроения. Они исполняли перед рабочей аудиторией русскую классику, народные песни, произведения советских композиторов. Каждый такой вечер, каждое выступление перед массовым слушателем - не только праздник, но и ответственный экзамен, публичная проверка успехов в учёбе и творчестве. Потому-то так тщательно и с таким волнением готовятся к ним студенты консерватории.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ленин о Толстом