Зеркало русской революции

И Сафронов| опубликовано в номере №511, сентябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ленин о Толстом

Сто двадцать лет прошло со дня рождения великого писателя земли русской Льва Николаевича Толстого, творчество которого явилось новым шагом в развитии мировой культуры. Произведения гениального художника, получившие исключительно глубокую, подлинно научную оценку со стороны вождя русского рабочего класса В. И. Ленина, стали наиболее ценимы и читаемы народом после Великой Октябрьской социалистической революции. За истекшие 30 с лишним лет произведения Толстого переведены на 54 языка народов Советского Союза, а тираж этих произведений составляет 20 миллионов экземпляров.

Основная литературная деятельность Толстого протекала в эпоху 1861 - 1905 годов, то есть в тот период, когда происходило перемещение революционного центра из Западной Европы в Россию. Этот исторический процесс мирового значения и отразил Толстой в своём творчестве. «Рисуя эту полосу в исторической жизни России, - писал Ленин, - Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперёд в художественном развитии всего человечества» (Соч. Т. XIV, стр. 400).

Толстой, как художник, мыслитель и проповедник, проник в такие глубины человеческих отношений, что творчество его стало грозным обвинительным актом против помещичье-буржуазной царской России. В его произведениях звучит горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест против государства и полицейско-казённой церкви, передаётся настроение примитивной крестьянской демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произвола и грабежа, иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горы злобы и ненависти. С огромной силой и искренностью Толстой бичует господствующие классы, разоблачает ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится эксплоататорское общество: церковь, суд, полиция, буржуазная семья, буржуазные наука и искусство. Быть губернатором, прокурором, председателем суда, начальником тюрьмы, полицейским - значит быть преступником - такой вывод делает Толстой в романе «Воскресение». Недаром в то время говорили, что в России два царя: Николай II и Лев Толстой, - причём последний в ряде случаев был даже сильнее первого, ибо царствующий Николай ничего не мог сделать с Толстым, не мог поколебать

его «троя», тогда как Толстой, несомненно, колебал трон царя и его династии.

Сила слова Толстого была необычайна. Высек, например, царский администратор мужика, сослали человека в Сибирь - явление обычное в то время на Руси. Но вот узнал об этом Толстой и изумлённо вскрикнул: «Не могу молчать. И не могу. И не могу...» И голос этот звучал, как набатный колокол, его воспринимали так, как будто слышали впервые. Царское правительство вынуждено было умерять свой пыл.

Почему общеизвестная истина в устах Толстого становилась как бы новым откровением, так поражала сердца? Ленин говорит, что «своеобразие критики Толстого и её историческое значение состоит в том, что она с такой силой, которая свойственна только гениальным художникам, выражает ломку взглядов самых широких народных масс в России указанного периода я именно деревенской, крестьянской России. Ибо критика современных порядков у Толстого отличается от критики тех же порядков у представителей современного рабочего движения именно тем, что Толстой стоит

на точке зрения патриархального, наивною крестьянина, Толстой переносит его психологию в свою критику, в своё учение. Критика Толстого потому отличается такой силой чувства, такой страстностью, убедительностью, свежестью, искренностью, бесстрашием в стремлении «дойти до корня», найти настоящую причину бедствий масс, что эта критика действительно отражает перелом во взглядах миллионов крестьян, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни среди городских «хитровцев» и т. д.» (Соч. Т. XIV, стр. 405 - 406).

Толстой нарисовал дивные картины русской природы, русской жизни, отразил, увековечил прекрасные черты русского характера. Его произведения представляют энциклопедию русской жизни, неиссякаемую сокровищницу эстетического наслаждения. Мир, создаваемый великим художником, необычайно широк и многогранен, его образы трепещут жизнью, наполнены движением, кипящими человеческими страстями, глубокой человеческой мыслью, благородными стремлениями, радостью и печалью, взлётами и падениями.

В произведениях, взглядах, учениях Толстого далеко не всё равноценно, не всё воспринимается нами как наследство. Ленин учил различать в творчестве Толстого то, что принадлежит будущему, и то, что принадлежит отжившему прошлому, что нами отвергается как негодное, реакционное. «Толстой отразил наболевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости» (Ленин. Соч. Т. XII, стр. 334).

Советские люди ценят в Толстом гениального художника, давшего несравненные картины русской жизни, первоклассные произведения мировой литературы, страстного и беспощадного критика капиталистической эксплоатации, насилия, общественной лжи и фальши и отвергают юродствующего во Христе помещика, толстовца, проповедника утончённой поповщины.

В наше время находятся ещё такие литературоведы, которые в тон буржуазным либералам вторят о Толстом, как о «голосе цивилизованного человечества», щебечут об «идеях правды, добра», о «великой совести» и т. д. Эти избитые «профессорские» фразы лишь затемняют истинный смысл творчества великого писателя. Высшую эстетическую и социальную оценку творчества Толстого дал Ленин, видя в нём такого «матёрого человечища», такого писателя, равного которому нет в мире.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены